Марина Мухина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Знатоки истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закреплять знания детей об исторических событиях и памятниках.
2. Побуждать высказываться об увиденном и пережитом, сопоставлять факты, рассуждать.
3. Воспитывать любовь к своей Родине; чувство гордости за людей, которые прославили её.
4. Развивать познавательный интерес к истории Отечества; внимание, память, интерес к музыке.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы „Знатоки истории“» размещена в разделах
Репродукции памятников, портреты исторических деятелей, иллюстрации с изображением Московского кремля, разрезные картинки «Собери башню», флажки красного, синего цветов. Слайды с изображением исторических деятелей, достопримечательностей Москвы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о Москве, занятия: «История возникновения г. Москвы», «Московский Кремль», «Недаром помнит вся Россия… (1812 г.).
Беседа на тему: «История России – Пётр I», «День Победы». Д/и «Собери картинку»
Ход занятия:
Воспитатель: (в длинном красивом платье с короной на голове) Здравствуйте! Я – королева История. Я слышала, что вы любите и знаете историю, и решила сама убедиться в этом. Вы любите играть?
Дети: Очень!
Воспитатель: Тогда я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Знатоки истории»
У нас две команды. Командам придётся ответить на разные вопросы, выполнить самые различные задания.
За правильные ответы и выполненные задания каждая команда будет получать вот такой жетон (показывает жетон). В конце конкурса мы посчитаем все ваши жетоны, и команда, которая наберёт больше жетонов, будет победителем – знатоками истории.
Будьте внимательны, помогайте друг другу. Только умные, знающие, внимательные получат призы в конце игры. И так наш конкурс знатоков истории начинается!
Конкурс начинаем с приветствия команд:
1-ая команда: «Ромашки»
Мы ромашковое поле
Символ русского раздолья,
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.
Мы команде соперника
Шлем дружеский привет
И от души желаем всем
Дать правильный ответ!
2-ая команда: «Васильки»
Василек – цветок России!
Он как небо
Синий-синий.
Любит русская душа
Васильковые глаза.
Мы пришли соревноваться
Не лениться, не зевать,
На все вопросы отвечать
Своё уменье показать.
Воспитатель: За приветствие каждая из команд получает по жетону.
Как называется страна, где мы живем?
Дети: Россия!
Воспитатель: Россия - красивая страна, ее украшают здания и памятники. А кому люди ставят памятники?
Дети: Памятники ставят тем людям, которые прославили нашу страну или отдали жизнь за нее.
Задание 1
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти памятники и укажите на памятник Юрию Долгорукому.
Чем знаменит Юрий Долгорукий? (Команды получают в конвертах репродукции памятников А. С. Пушкину,Г. К. Жукову, Юрию Долгорукому, С. А. Есенину).
Нужный портрет дети выставляют на мольберт.
Дети 1-ой команды: Памятник Юрию Долгорукому поставлен в Москве, потому что именно он считается основателем Москвы. Когда жил Юрий Долгорукий, портретов не писали, каким он был на самом деле, мы не знаем. Поэтому скульптор изобразил его в виде былинного русского богатыря.
Дети 2-ой команды: Юрий Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя. Долгорукий – это длинная рука, он старался к своим землям присоединить другие земли, которые находились от него далеко. Ему понравились земли около Москвы-реки и там, он построил город, которой назвал Москвой.
Воспитатель: (подводит итоги, раздает жетоны)
Деревья в три обхвата
Дремучие леса
Среди лесов когда-то
Город поднялся
Здесь шли тропинки узкие
Овраги и поля
Но все дороги русские
Сходились у кремля.
Город Москва – очень древний, а что было построено в городе, прежде всего?
Дети: Кремль
Задание 2
Воспитатель: В конвертах – изображения нескольких кремлей (иллюстрации с изображением московских кремлей – деревянный кремль, белокаменный, краснокирпичный). Расставьте их по порядку. Сначала тот, что был построен первым, потом следующий. Ответ обоснуйте.
Дети 1-ой команды: Сначала Кремль был деревянный, он часто горел и поэтому стены Кремля стали строить из камня белого – «белокаменный». Белокаменный кремль построил Дмитрий Донской.
Дети 2-ой команды: Но Кремль из белого камня тоже стал рушиться. Новый князь Иван III решил построить новый Кремль из красного кирпича. Строил 10 лет. И стоит красавец Кремль до сих пор. И назвали его краснокирпичный. И он стоит на Красной площади до сих пор.
Воспитатель: (подводит итоги, дети получают жетоны)
Воспитатель: Московский Кремль очень красивый, у него 20 башен. Какая башня самая красивая?
Дети: Спасская! (показывается слайд башни)
Воспитатель: Как ее можно узнать?
Дети: Только на этой башне есть часы-куранты.
Задание 3
Представьте, что вы все строители и вам нужно построить Спасскую башню.
Игра «Собери башню» (из разрезных картинок)
Воспитатель: Молодцы! За это выполненное задание каждая команда получает по жетону.
Воспитатель:
В древние времена Россией управляли князья, цари. Назовите, кого вы из них знаете? ( слайды: Ю. Долгорукий, Д. Донской, Иван III, Иван Грозный).
Задание 4
Воспитатель: Назовите имя первого русского царя?
Дети: Иван Грозный
Воспитатель: Какие исторические события времён Ивана Грозного известны вам?
Дети 1-ой команды: Иван Грозный первый русский царь. Его так называли потому, что он был очень жестоким, все его боялись. Он завоевал многие города.
Дети 2-ой команды: При Иване Грозном был построен храм Василия Блаженного на Красной площади. Он основал многие города: Самара, Саратов, Уфа, Чебоксары.
(Подводят итоги)
Воспитатель: В истории России известно имя царя, которого называли Великим.
Кто это?
Дети: Пётр I (показывается слайд портрета Петра I)
Задание 5
Почему Петра I называли Великим?
Дети 1-ой команды: Пётр I очень много полезного сделал для России – создал армию, построил флот и город Петербург.
Дети 2-ой команды: Посылал молодых дворян учиться разным наукам за границу. При Петре I впервые стали наряжать ёлку на Новый год, выпускать газеты.
(Подводят итоги)
Воспитатель: Какой город является столицей России сейчас?
Дети: Москва
Воспитатель: Давайте споем все вместе песню о Москве.
Песня «Моя любимая Москва» (показывается слайд о Москве)
Задание 6
Давайте вспомним пословицы о любимой столице (дети встают в круг и передавая флажок называют пословицы).
«Назови пословицы»
- Кто в Москве не бывал, красоты не видал
- Все дороги ведут в Москву
- Москва не сразу строилась
- Москва не город, а целый мир
- Говорят в Москве, а слушают по всей стране
- За Москву мать не страшно умирать
- Москва – всему голова
- Москва славится колоколами, калачами да невестами
- В Москву поехать – хлеба, соли покушать, красного звону матушки Москвы послушать.
(Подводят итоги)
Воспитатель: Россия – страна богатая, красивая, очень многие хотели бы владеть ею. Нашей стране очень часто приходилось отражать нападения врагов. Во главе русской армии были люди, которые вели полки во время боя – полководцы.
Задание 7
Назовите этих талантливых полководцев (показываются слайды портретов А. В. Суворова, М. Ю. Кутузова)
Дети 1-ой команды: А. В. Суворов выиграл все сражения, вместе с солдатами взял крепость Измаил, написал книгу «Наука побеждать».
Дети 2-ой команды:
М. И. Кутузов остановил русскую Армию возле села Бородино под Москвой, изгнал Наполеона из России.
(Подводят итоги)
Воспитатель: Многие хотели владеть нашей страной. Фашистская Германия хотела захватить нашу страну, но у них ничего не получилось, также как до них у Наполеона.
О погибших людях в этой Великой Отечественной войне скорбят, сооружают памятники.
Задание 8
Как называются памятники героям Великой Отечественной войны? (показываются слайды)
Дети 1-ой команды: Это могила Неизвестного солдата. Это памятник тем солдатам, чьи имена остались неизвестными. Этот памятник находится в Москве.
Дети 2-ой команды: Это обелиск Славы в г. Ульяновске. Он напоминает всем ульяновцам о Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Вы будущие защитники России и конечно должны быть ловкими и внимательными. Посмотрим, так ли это?
Игра «Будь внимательным»
(Подводятся итоги)
Воспитатель: Пришло время подвести итоги.
Вы думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За этой интересною игрой.
Задания сменялись,
Закончилась игра,
Но дружба не кончается!
Ура, ура, ура!
Вот и подошёл к концу конкурс знатоков истории. Посчитаем, сколько же жетонов набрали команды (подсчёт очков, объявление победителей, на память всем вручаются призы).
Я – королева Истории получила огромное удовольствие, слушая ваши ответы, и очень рада, что все команды помогали друг другу.
Дети награждаются медалями «Знаток истории».
В завершении игры споем замечательную песню: «Наша Родина - Россия».