Надежда Панченко
Конспект НОД по экологии в старшей группе компенсирующей направленности «Скоро зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Скоро зима!».
Цель: формирование представления о жизни диких животных в лесу.
Форма организации: подгрупповая.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и расширить представление детей о жизни диких животных зимой;
- уточнить представление детей о детёнышах диких животных;
- уточнить представление детей о пищи диких животных;
- уточнить и расширить представление детей о жилищах диких животных.
развивающие:
- развитие познавательной активности;
- развитие коммуникативных навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия.
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе компенсирующей направленности „Скоро зима“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развитие общей моторики.
воспитательные:
- формировать у детей интерес к окружающей природе;
- воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;
- воспитывать умение работать в коллективе, проявлять самостоятельность, инициативность.
Предварительная работа:рисование в группе диких животных, рассматривание картинок диких животных, обсуждения места их обитания, образа жизни, названий их детенышей, пищи, которой они питаются.
Оборудование: мультимедийный материал,ноутбук, проектор, картинки – пазлы диких животных и их пищи, картинки с изображением животных и их детенышей, магнитная доска, объемные пазлы «Звери и их жилища».
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в кабинет учителя-дефектолога, где тихо звучит произведение «Осень» Гаврилина В. А.
Педагог читает стихотворение Ладонщикова Г. А. «Поздняя осень».
«Поздняя осень»
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
(Ладонщиков Г. А.)
Педагог: Ребята, о чем это стихотворение? (об осени)
Педагог: Вы хотели бы прогуляться в осеннем лесу? (ответы детей). Лес далеко, как вы думаете, на чем мы можем добраться до него? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в осенний лес на поезде.
СЛАЙД1. Дети берут друг друга за плечи и отправляются в путь до музыкального зала, где на экране показан с изображением леса в период поздней осени.
Основная часть.
1. Беседа «Знакомство с лесом и его жителями».
Педагог: Вот мы и добрались с вами до осеннего леса. Осень бывает ранняя и поздняя. Как вы думаете, сейчас ранняя или поздняя осень? (поздняя) Почему вы так решили? (на деревьях почти нет листьев, где-то уже лежит снег).
Педагог: Скажите, какие животные живут в лесу?
Дети: В лесу живут волк, лиса, заяц, белка, медведь.
Педагог:Давайте теперь проверим, тех ли животных мы вспомнили и ещё раз назовём их!
СЛАЙД 2. На экране появляется слайд с изображениями лесных животных, дети вместе с педагогом называют их.
Педагог: А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные)Правильно!
Педагог: Прислушайтесь ребята, кажется, что к нам кто-то приближается!
СЛАЙД 3. На экране появляется изображение леса,под музыку выходит лиса, в руках у нее конверт от лесных жителей.
Педагог:Ребята, посмотрите! Это же лиса. А что это у нее в руке?
Лиса: Ребята, здравствуйте! Я принесла вам письмо от лесных жителей (читает письмо) :
Срочно, срочно, помогите.
Нас волшебник напугал.
СЛАЙД 4. На экране появляется слайд с изображением злого волшебника со звуковым сопровождением.
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть.
Вам без опоздания, нужно решить все его задания!
Педагог: Ребята, вы слышали?Лесных жителей заколдовал волшебник! Но мы можем им помочь. Вы согласны помочь лесным жителям, ребята? (ответы детей) Для этого нужно решить все задания волшебника!
СЛАЙД 5. На экране появляется слайд с изображением животных.
2. Игра «Узнай, кто что ест».
Педагог: Давайте пройдем к столам, присядем на стулья и попробуем решить первое задание.
Дети садятся за столы,на которых лежат пазлыдля каждого ребенка.
Лиса: И первое задание от волшебника: Звери совершенно забыли, что они едят. Мы сможем им помочь, сложив эти пазлы. За работу друзья!
Дети собирают пазлы.
Лиса: А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.
Педагог: Артем (педагог обращается к каждому ребёнку по очереди, скажи, кто получился у тебя на картинке? (ответ)Ачем питается это животное?
СЛАЙД 6. (изображение зайца и его пищи)
(Заяц любит сухие веточки, сухую траву и кору;
(Аналогичная работа проводится с каждым ребенком)
СЛАЙД 7. (изображение белки и её пищи)
белка любит орешки, шишки, ягоды, грибы, желуди;
СЛАЙД 8. (изображение медведя и его пищи)
медведь любит мед, ягоды, орехи;
СЛАЙД 9. (изображение волка и его пищи)
волк ест мышей, зайцев;
СЛАЙД 10. (изображение лисы и её пищи)
лиса охотится за мышами, зайчатами, птицами.
Картинки с ответами появляются на экране, каждый ребенок называет получившегося животного и то, чем питается это животное.
СЛАЙД 11. На экране появляется слайд со звуковым сопровождением.
Педагог: Молодцы, вы справились с первым заданием волшебника!
СЛАЙД 12. На экране появляется слайд с изображением леса.
3. Игра «Животные и их детеныши».
Лиса: Ребята!Все маленькие звери плачут, они заблудились и не могут найти своих родителей. Надо помочь им!
Дети продолжают сидеть за столами, педагог вывешивает на доску картинки с изображением взрослых животных, каждому ребенку раздают картинку, с изображением детеныша одного из животных.
Педагог: Посмотрите на свои картинки. Скажите, кто на них изображен? (Дети по очереди называют детенышей с картинки).
Педагог: Теперь каждый подойдёт к доске и найдёт каждому малышу пару – его родителя! (Дети подходят к доске и крепят свои изображения к нужному изображению-паре).
СЛАЙД 13. На экране появляется слайд со звуковым сопровождением.
Педагог: Молодцы, вы справились и совторым заданием волшебника! Теперь все малыши нашли своих родителей и больше не потеряются!
СЛАЙД 14. На экране появляется слайд с изображением леса.
4. Физкультминутка «Кто как передвигается».
Лиса: А вот и третье задание от злого волшебника. Лесные жители забыли, как они передвигаются, поможем им вспомнить? Для этого вам надо хорошо постараться, вставайте со своих стульчиков и слушайте меня внимательно! Я буду читать вам стихотворение, и когда вы услышите название животного, то должны показать мне, как оно передвигается! Начнём! Следуйте за мной!
(Дети поднимаются со стульчиков, выполняют инструкцию лисы, двигаясь вслед за ней. Перед экраном выставляют стулья по количеству детей.).
«Кто как передвигается»
Теплым днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался лисенок.
За мамой медведицей шел медвежонок.
За мамою белкой скакалибельчата.
За мамой зайчихой косые зайчата.
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
СЛАЙД 15. На экране появляется слайд со звуковым сопровождением.
Педагог: Молодцы ребята, вы справились и с третьим заданием злого волшебника! Теперь можете присесть.
(Дети садятся на стульяперед экраном)
5. Беседа «Подготовка к зиме».
Лиса:Ребята, скоро наступит зима, а это трудное и холодноевремя года для лесных жителей.
Педагог:Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также, как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои жилища, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Наши лесные жители совершенно забыли, кто как должен подготовиться к зиме. Поможем им? (ответы детей)
СЛАЙД 16. На экране появляется картинка с изображением зайца - серого и белого и белочки - рыжей и серой.
Педагог: Посмотрите на картинку, как вы думаете, почему на ней два зайца и две белки, только разного цвета (ответы детей)
Педагог: Белочка на зиму меняет свою рыжую летнюю шубку на серую зимнюю, и заяц меняет серу летнюю шубу на белую зимнюю. Эти шубки не только теплее, они защищают белочку и зайчика от врагов, которые могут их съесть! Серую шубку белочки не видно на фоне деревьев, а белую шубку зайцев не видно на снегу.
СЛАЙД 17. На экране следующая картинка с изображением лисы, волка.
Педагог: Волк, лиса тоже меняют свою шубку перед зимой. Летом их шубка короткая и легкая, а осенью они линяют и обрастают новой, теплой шерстью. Но вот только их цвет не меняется потому, что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники.
СЛАЙД 18. На экране появляется изображение медведя, спящего в берлоге.
Педагог: Ребята, вы узнали это животное? Кто это? (Медведь) Что он делает? (Спит)
Правильно! Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу и на всю зиму впадает в спячку. Давайте вместе повторим слово - «спячка». (Дети повторяют слово за педагогом)
СЛАЙД 19. На экране появляется слайд со звуковым сопровождением.
Лиса: Молодцы! Вы помогли вспомнить животным о том, как они готовятся к зиме, и теперь они точно не пропадут!
Итог занятия.
СЛАЙД 20. На экране появляется слайд с изображением животных.
Педагог: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями злого волшебника, и нам удалось прогнать его. Мы расколдовали всех диких животных, напомнили, чем они питаются, как называются их жилища, детеныши, и как они готовятся к зиме!
Лиса: Спасибо вам ребята за помощь! В подарок лесные жители вам передали грибочки! А мне пора идти домой в лес к своим лисятам. До свидания!
Лиса прощается и уходит.
Педагог: Сегодня вы все старались, а нам пора отправляться в группу на поезде.
СЛАЙД 21. На экране появляется картинка с изображением леса, звучит музыка, дети берут друг друга за плечи и отправляются в путь до группы.