Наталья Бучнева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать умения и навыки детей по образовательной области «развитие речи (обучение грамоте)»; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Задачи
Образовательные:
• Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.
• Совершенствовать умение детей проводить звуковой анализ слов, составлять звуковую и слоговую схему к заданному слову.
• Закреплять навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• Совершенствовать умение читать и осознавать прочитанное.
• Способствовать формированию положительной мотивации с помощью игр с песком
Развивающие:
• Развивать речь детей.
• Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
• Развивать межполушарное взаимодействие, координацию зрительного и пространственного восприятия, ведомой и ведущей руки.
Воспитательные:
• Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять инструкцию воспитателя.
• Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Для приглашения на утренний сбор звучит колокольчик.
Воспитатель:
Игра – приветствие:
Вот собрался наш кружок.
Улыбнись скорей дружок.
Рука другу, рука другу.
Передаем тепло по кругу!
Воспитатель: Ребятки, я вижу, что настроение у вас замечательное! Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе!
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются с гостями)
Ребятки, отгадайте загадку!
Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут!
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
Послушайте еще одну загадку:
Они летать умеют,
Их пух и перья греют (птицы)
Молодцы! Правильно! Наступила весна и перелетные птицы возвращаются в родные края, чтобы петь песни, строить гнезда, выводить птенцов. Ребята, догадались кому сегодня будет посвящено наше занятие? (перелетным птицам)
Я приглашаю всех занять свои места за столами. (дети садятся за столы).
Наша первая игра называется «Путешествие в песочную страну птиц». Хотите в нее поиграть? (Да). На столах у детей подносы с кинестетическим песком, фигурки перелетных птиц.
«Путешествие в страну птиц»
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо потрудиться, ту страну нарисовать
Жителей её позвать
Имена их всех назвать
Никого не пропускать,
Кто готов? Давай играть!
Воспитатель: Я буду рассказывать вам сказку, а вы постарайтесь ее нарисовать на песке и заселить туда только тех птиц, название которых начинается с буквы, которую вы услышите в сказке.
Педагог рассказывает сказку:
Есть прекрасная страна – принца здесь зовут на «А»
Там пестреет цветами опушка, плывут облака на легке
Там в зеленом лесном далеке напевает птичка на «К»
Под окошком принца с песенкой живою
Лепит себе домик милая певунья с именем на «Л»
Там можно встретить молодца, зовут его на «С», Он в скворечнике живет, прилетает каждый год.
А это кто, узнаешь сразу, черноклювый, черноглазый, с именем на «Г» он за плугом важно ходит, червяков, жуков находит!
(во время рассказывания педагогом сказки, дети на подносах с песком рисуют песочную страну и выставляют фигурки птиц, название которых начинается на заданную букву)
Воспитатель: Ребята, назовите пожалуйста птиц, которые живут в вашей песочной стране. (дети называют перелетных птиц)
Каждая птичка хочет иметь свой уютный домик весной, у вас на столах слоговые домики, домик с одним окошком- 1 слог, с двумя – 2 слога, с тремя – 3 слога, расселите теперь пожалуйста всех птичек в свой домик, поделив их имена на слоги.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием! А теперь давайте поиграем в игру «Двумя руками», возьмите пожалуйста цветные листочки с изображением перелетных птиц, помните на правой и левой половинке листа изображены одинаковые птицы, но в разной последовательности, я буду называть птичку, а вы должны найти ее и положить указательные пальчики обеих рук на изображение птички с левой и правой стороны. Готовы? (педагог перечисляет названия перелетных птиц, дети обеими руками показывают изображение птиц на листе с левой и правой стороны).
Давайте немного отдохнем, задвиньте пожалуйста стульчики и встаньте возле своего рабочего места
Физкультминутка «Я-дрозд, ты-дрозд» (дети встают парами).
Я - дрозд, (показывают каждый на себя)
И ты - дрозд (показывают друг на друга)
У меня есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)
И у тебя есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)
У меня щёчки гладки (показывают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладки (показывают щёчки соседа)
Мы два друга (берутся за руки) Мы любим друг друга! (обнимаются)
Включается аудиозапись «Пение дрозда».
Воспитатель: Ребята, что мы слышим? Правильно, это песенка дрозда, мы слышим звуки.
- А чем звуки отличаются от букв?
- Какие бывают звуки?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Какие бывают согласные звуки?
- Какие преграды имеют согласные звуки?
- Какие согласные звуки всегда твердые?
- Какие согласные всегда мягкие?
- Какие гласные звуки указывают на твердость согласного?
- Какие гласные указывают на мягкость согласного?
- Какие буквы не обозначают звуков?
Воспитатель: Молодцы, мы вспомнили все правила о звуках, а сейчас давайте выполним звуковой анализ слова, но сначала составьте это слово из слоговых карточек, чтобы узнать, анализ какого слова мы будем делать. (дети в парах составляют слово «Ласточка» из слоговых карточек.
Дети разгадывают слово и записывают его в тетрадь.
- Сколько слогов в слове «ласточка»? Поделите его на слоги и запишите в тетрадь его слоговую схему (один ребенок выполняет у доски)
- какой первый слог, второй, третий?
- на какой слог падает ударение?
- паровозик из скольки вагончиков нарисуем для звукового анализа?
Дети выполняют звуковой анализ слова «ласточка»
Включается аудиозапись «Пение ласточки»
Воспитатель обращает внимание детей на песенку ласточки: Ребята, откуда это слышится песенка ласточки? Кажется где-то за окошком (открывает окошко, достает гнездо с ласточкой). К нам ласточка прилетела и сплела гнездышко возле нашего окошка, кажется ласточка принесла для нас какой-то конвертик, откроем его? Открывают конверт, а там задание «Светофор» (осознанное чтение, если слово правильное – зеленый цвет, если неправильное – красный).
Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, я предлагаю вам выбрать по одном смайлику настроения, понравилось вам занятие или нет какие эмоции вы испытываете, все ли получилось и приклеить его на наш паровозик настроения, Дети прикрепляют смайлики, обсуждают свое настроение, поясняют выбранный ими смайлик, если у кого-то оказался выбран грустный.