Елена Полякова
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Здравствуй, Масленица!»
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: Полякова Е. С.
воспитатель
МДОУ «Детский сад №192»
г. Ярославль, 2017
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Здравствуй, Масленица!»
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Здравствуй, Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования Масленицы.
Задачи:
Познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
Формировать умение изготавливать куклу из бумаги.
Развивать творческое мышление, воображение, любознательность, внимание, мелкую моторику рук.
Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материально – технические ресурсы: презентация, шаблоны из белой бумаги, ленточки разноцветные, квадраты из цветной бумаги, ножницы, клей, фломастеры, ленты для карусели.
Ход мероприятия:
1. Воспитатель:
Солнце светит, да не греет
Ночь длиннее с каждым днём
Замели кругом метели
Стало белым всё вокруг.
Птиц не слышно, тишина.
Значит к нам пришла…Зима.
Солнце греет и печёт
Ручеёк с горы течёт.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла…Весна
Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим, и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте – ка, поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
2. Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Как Вы думаете, почему?
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Дети: блины.
Воспитатель: Правильно, главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
Длится праздник целую неделю. Каждый день особенный
Празднование начиналось по строго расписанному порядку.
Воспитатель: Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы».
Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает «ВСТРЕЧА». Устраивают катание с горок.
Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Ребята, давайте и мы с вами представим как будто мы весело катаемся с горки и поиграем в пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять» (Н. Нищева)
Воспитатель:
Второй день - Вторник – все вокруг играют, Заигрышем называют
Вот и нам пришла пора поиграть, детвора!
Ну а как будем играть? Просто будем мы считать.
Решила бабушка блины испечь
Поставила тесто, да затопила печь.
Много блинов она напекла, а посчитать их не смогла.
Два блина для внучки, два блина для деда, - для себя и два для соседа.
У ребят скорее спросим: сколько блинов получилось?
Дети: восемь
Воспитатель
Шесть веселых медвежат,
К нам на Масленку спешат.
Но один из них устал, и домой потелепал
Детки пусть ответ найдут: сколько мишек к нам придут?
Дети: пять
Воспитатель:
Пять блинов лежало в миске.
Два блина взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
Дети: два
Воспитатель: Среда — лакомки.
Среда - лакомка. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей.
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи
Давайте, ребята представим, что мы в гостях угощаемся и сделаем артикуляционную гимнастику: «Блинчик», «Вкусное варенье».
Воспитатель: Четверг — четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул». А в ЧЕТВЕРГ - раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Все на каруселях катаются.
Я предлагаю вам тоже поиграть в эту игру.
Физкультурная минутка
Игра «Карусель»
«Еле – еле – еле — еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Можно после этих слов поменять направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра»
Воспитатель: В пятницу и субботу по гостям идти охота. Вся родня собирается, блинами объедается, масленкой восхваляется.
Пятница — пятый день.
ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ».
Зятья приглашают тещу на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Итак, люди ходили в гости. А Вы знаете правила поведения в гостях? Давайте, их назовем, если вы правильно скажите, то зазвенит колокольчик, а если нет, будет тишина.
Воспитатель: Суббота — предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки».
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Сейчас и мы с вами встанем в хоровод и поиграем с платочком.
Воспитатель: А седьмой день – воскресенье.
Воскресенье — последний день Масленицы.
Его называют «Прощеным воскресеньем».
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Чучело соломенное - Зимушку – сжигают.
Нарядив в сарафан, фартук, косынку.
В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга.
Простить все обиды может только человек с добрым сердцем. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда.
А вы, ребята, какие волшебные слова прощения знаете?
(извините, простите, пожалуйста, я виноват, я больше не буду)
Давайте и мы поклонимся друг другу, обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.
Вечером в этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
Воспитатель: Вот так проходит вся неделя. Сегодня я предлагаю Вам самим сделать куклу Масленицы. Куклу мы будем делать из бумаги, и украшать ее лентами.
Сначала давайте вспомним правила работы с ножницами.
«ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ» :
Ножницы клади кольцами к себе.
Следи за движением лезвий во время работы.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не играй ножницами, не подноси их к лицу.
У Вас на столе шаблон куклы. Но прежде чем ее украсить, посмотрите чего на ней не хватает? Ответы детей.
Воспитатель: В старину девушки всегда с покрытой головой ходили. А так как масленица обычай древний, то и мы своим кукла сделаем платок.
Возьмите квадрат цветной бумаги и положите его за голову куклы, получился платок, теперь приклейте его.
Воспитатель:
Как можно украсить Масленицу?
Ответы детей.
Далее дети украшают лентами куклу. Рисуют фломастерами черты лица.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим, каких красивых и необычных кукол вы сделали. Как называется эта кукла?
3. Воспитатель:
Вам понравилось наша история о Масленичной неделе?
Что больше всего запомнилось?
Как называется праздник, который мы отмечаем?
Что Масленица провожает? (Зиму).
А что встречает Масленица? (Весну).
Что является символом Масленицы? (Блины, чучело)
На что блины похожи, с чем их сравнивают? (Блины – символ солнца такой же круглый и золотистый, а солнце – символ возрождающейся жизни - придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти).