Елена Юрченко
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «В гостях у сказки «Курочка Ряба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Образовательная область «обучение грамоте».
Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба»
Цели:
Создание социальной ситуации в процессе закрепления умений детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте „В гостях у сказки „Курочка Ряба“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
Способствовать обучению детей подбирать определения к существительным.
Продолжать учить детей разгадывать загадки и ребусы.
Способствовать развитию графических навыков.
Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
Демонстрационный материал:
Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы для дид. игры «Угадай, как зовут?».
Раздаточный материал:
Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.
Оборудование:
Магнитофон, кассета с музыкой.
Ход занятия.
1. Вводно-мотивационная часть:
1. Организационный момент
«Круг дружбы»
Воспитатель:
Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
«Слушай,
Что же это звенит?
Может быть, звенит и ползет
Реактивный самолет?
Сам летит и сам поет?
Может быть мохнатый жук
Только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит,
Скучно-вот он и звенит?
Нет ни мухи,
Ни жука,
Нет ни грома,
Ни гудка. (Р. Сеф)
Воспитатель:
Ребята, скажите, что же может так звенеть? (Ответы детей.)
«Вслушайся: звенит одна
В целом мире тишина!»
Ребята, но тишину нарушают разные звуки. Угадайте, что же это за звуки и шумы
(Дети отворачиваются, и определяют звуки, которые создает воспитатель: шуршание пакетом, листание страниц книги, удары мяча об пол и т. д.).
2. Основная часть
Воспитатель:
Мы слышим шум дождя, пение птиц-это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова и мы понимаем друг друга.
А какие это звуки?
Затем воспитатель пропевает а-а-а, о-о-о, у-у-у.
Воспитатель:
Что же это за звуки:и,э,ы,е?
Дети:
Гласные звуки!
Воспитатель:
Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.
Д/и «Кто дольше протянет гласный звук».
Воспитатель:
Если вы будете внимательны, то узнаетепо губам, какой гласный звук я произнесу беззвучно.
Д/и «Угадай, что я сказала?»
Воспитатель:
Звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем?
Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.
Бак, мак, рак
Рог, нос, рот, сок
Кит, мир, пир
Суп, сук, лук
Сыр, рысь
Мэр, сэр.
Воспитатель:
А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют свои слова).
Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: со-ба-ка, ры-ба, сказ-ка (зазвучала волшебная музыка)
Ой, ребята, я сказала слово «сказка»и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.
- Жи. бы. де. и ба.. И бы. у ни. Ку. Ря.. Сне. Ку. я. не про., а зо.. Де. би., би. – не раз.. Ба. би., би. – не разби.. Мыш. бе., хво. мах., я. упа. и разби. .
Дети называют сказку.
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Это сказка- «Курочка Ряба».
- Давайте на столах полосками выложим название сказки.
- Сколько слов в этом предложении?
Дети:
2 слова
Воспитатель:
А теперь вспомните предложение из сказки из 3-х слов (2-х слов) и выложите на столе.
Снесла курочка яичко. -3 слова
Дед плачет - 2 слова
Курочка кудахчет-2 слова
Воспитатель:
Молодцы, ребята, справились с этим заданием!
А теперь мы поиграем с вами в игру «Живые слова».
Воспитатель вызывает 3-х детей.
Воспитатель:
Мы сейчас поиграем с вами с предложением «СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО
Воспитатель переставляет детей произвольно, а дети называют предложения, которые в результате этого получились:
Снесла курочка яичко.
Яичко снесла курочка.
Воспитатель:
Курочка яичко снесла.
На сказочной улице. Которая называется «Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.
Дед, баба, мышка, курочка.
(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)
На доске повесит таблица-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно.
Воспитатель:
Ребята. Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой, в названии которого 3 слога и т. д.
Дети расселяют на первом этаже-слово «ку-роч-ка». На втором этаже –слова «ба-ба», «мыш-ка». А на третьем- слово «дед».
Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА».
Воспитатель:
Сколько слогов в этом слове?
Дети: 2 слога
Воспитатель:
А звуков?
Дети: 4 звука.
Воспитатель:
Фишками (красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверте на доске.
Ребята, а вы хотите угодать имена дедушки и бабушки?
Дети: Да!
Воспитатель:
Попробуйте! Воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев. Вместо букв помещены картинки.
Карандаши-«к»
Очки-«о»
Лейка-«л»
Яблоко-«о» КОЛЯ
Мячь –«м»
Шар-«ш»
Автобус –«а» МАША
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием!
А какими вы себе представляете героев сказки? (Дети описывают).
Дед-старый, высокий, худощавый.
Баба-старенькая, седая, добрая, приветливая.
Курочка-большая, рябая, пестрая.
Мышка- серенькая, маленькая, проворная.
Воспитатель:
А как по другому можно ласково заменить слово «баба»?
Дети: Бабушка, бабуличка.
Воспитатель:
А слово «дед»?
Дети: Дедушка, дедуся, дедуличка.
Воспитатель:
Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
«Покрутись, повертись, в детский садик возвратись».