Анна Кинасова
Конспект занятия в старшей группе «Кто как зимует»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по разделу: «Познание»
(формирование целостной картины мира)
тема: «Кто как зимует»
Задачи:
закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;
уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;
развивать умение детей рассуждать и делать выводы;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Кто как зимует“» размещена в разделах
формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;
развивать логическое мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.
Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)
Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.
Предварительная работа:
чтение произведений о зверях и птицах;
разучивание пословиц;
загадывание загадок;
д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»;
рисование и лепка животных и птиц;
рассматривание иллюстрации.
Оборудование:
картины с изображением диких животных и птиц;
карточки к дидактическим играм;
звукозапись с голосами зверей и птиц;
фланелеграф;
краски, карандаши, бумага;
глина для лепки;
природный материал.
Содержание НОД: .
Воспитатель: Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.
- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?
- Что спасает их от зимней стужи? (тёплые шубки)
- Что спасает их от хищников? (быстрые ноги)
Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.
-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда? (его легко мог увидеть хищник или охотник)
-Почему же не страшен холод зверям? (потому что они подготовились к зиме)
- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь?
Ответы детей
Медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.
Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.
Зимой у мамы рождаются медвежата.
Воспитатель: - Ребята, а почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?
Дети: - У медведицы рождаются именно зимой медвежата, потому что только зимой у медведицы есть свой «дом» - берлога.
Воспитатель: - А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?
Дети: - Если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые. У них не рождались бы медвежата.
Воспитатель: - Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?
Дети: - Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.
Воспитатель: - Как готовится к зиме белка?
Дети: - Белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.
Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.
Воспитатель: - Что делает ёж, чтобы пережить зиму?
Дети: - Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.
Воспитатель: - Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?
Дети: - Зимой они не спят, а охотятся.
Воспитатель:- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?
Дети: - Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.
Воспитатель: - А представьте себе, что было, если бы ни лисы охотились на зайцев, а наоборот: зайцы на лис?
Дети: - Тогда бы лисе пришлось менять свою рыжую шубу на белую, чтобы её не было видно на снегу. И, может быть, научиться не бегать, а прыгать, чтобы быстро убегать от охотника.
Воспитатель: - Как проводит зиму заяц?
Дети: - Заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.
Воспитатель: - Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам?
Дети:- Нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.
Воспитатель: - Как называются зайчата, которые рождаются зимой?
Дети:- Они называются «настовиками».
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.
Воспитатель: - Что можно сказать про волков?
Дети: - Волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.
Воспитатель: - Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.
А теперь давайте поговорим о том, как зимуют птицы.
Дети: - Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать здесь.
Воспитатель: - Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края?
Дети:- Птицы, которые улетают в тёплые края называются перелётные.
Воспитатель:- Назовите их.
Дети: - Ласточки, скворцы, жаворонки, утки, стрижи, грачи.
Воспитатель: - Как называются птицы, которые остаются зимовать здесь?
Дети: - Птицы, которые остаются на зиму здесь называются зимующие (осёдлые).
Воспитатель: - Назовите их.
Дети: - Вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
Дети: - Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.
Воспитатель: - Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?
Дети: - Тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.
Воспитатель: - А если бы у нас всё время было бы лето?
Дети: - Тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.
Воспитатель: - А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
Дети: - Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.
Воспитатель: - Ну и чем же питаются птицы зимой?
Дети: - Птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало.
Воспитатель: - А почему нельзя обрывать рябину? Кому она может пригодиться?
Дети: - Рябиной питаются снегири.
Воспитатель: - Да, ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.
Как можно помочь птицам?
Дети: - Нужно делать кормушки, насыпать туда корм.
Воспитатель: - А где, ребята, проводят зиму насекомые?
Дети:- Зимой насекомые не летают. Они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Бывает, что они забиваются в щелочки.
Воспитатель: - Что было бы, если они не прятались?
Дети: - Если бы насекомые зимой не спрятались, то замёрзли, погибли бы.
Воспитатель: - Правильно. А как зимуют лягушки? Рыбы? Дети?
Дети: - Рыбы и лягушки опускаются на дно рек, озёр и там спят. Лягушки закапываются в ил. Если лягушка земляная, то она прячется в землю. С наступлением весны они просыпаются.
Воспитатель: - А вы знаете, что трудно зимой бывает и рыбам? Воздух не проходит через лёд и воду, и рыбы часто погибают от его недостатка. Как им можно помочь?
Дети: - Зимой во льду надо проделывать проруби (лунки).
Воспитатель: - Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем : и зверям, и птицам, и рыбам. Иначе, они могут погибнуть.
Есть даже пословицы об этом. Какие?
Пословицы.
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.
Лес зимой, словно седой.
По снегу грибы не ищи.
Воспитатель: - А теперь поиграем. Игра называется «Четвёртый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?
ворона-ласточка-заяц-воробей
журавль-голубь-синица-медведь
волк-лиса-барсук-ворона
медведь-барсук-белка-ворона
бабочка-стрекоза-лиса-комар
жук-заяц-муравей-таракан
окунь-карась-муравей-щука
олень-лось-ёж-карась
муха-заяц-бабочка-пчела
10. шмель-сом-карп-карась
А теперь другая игра: «Закончи предложение»
Лиса бегает, а заяц….прыгает
Лиса тявкает, а волк….воет
Белка зимой серая, а заяц….белый
Сорока летает днём, а сова…ночью
У зайца длинные уши, а у лисы длинный ….хвост
Лиса живёт в норе, а медведь… в берлоге
Ворона чёрная, а лебедь…белый
У оленя ноги длинные, а у ежа…короткие
9. Медведь ходит медленно, а заяц прыгает… быстро
Физминутка (4 минуты)
А теперь, ребята, мы с вами будем лепить и рисовать животных не существующих в природе. Надо не только нарисовать такое животное, но и назвать его.
Давайте определимся. Часть детей будет рисовать, а часть лепить. На следующем занятии сделаем наоборот. Начинайте работать. Те, кто лепят могут использовать природный материал (7 мин.).
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто расскажет про свою работу?
Как бы ты назвал своего зверя? Почему?
Что у него есть?
Где он живёт?
Чем питается? И т. д.
Литература
С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Москва, 1998г.
С. Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе». Москва, 1993г.
А. В. Корзун «Мир чувственного воспитания». Москва, 2002г.
С. В. Кишко «Системный подход в ознакомлении детей с природой и природоохранной деятельностью». Москва, 1980г.
Л. Н. Поддубная «Театрально-игровая деятельность, как средство экологического воспитания». Москва, 1989г.
Т. К. Спруть «Экологические досуги и развлечения». Москва, 1984г.
Е. И. Сончик «Экологическое воспитание средствами музыки». Москва, 2002г.