Анна Торопчина
Конспект занятия в старшей группе «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; продолжать учить классифицировать посуду; составлять описание посуды, используя схему.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
Оборудование: посуда : вилка, ложка, тарелка, чашки, блюдца, большой и заварочный чайники, вазочка, сахарница, дуршлаг и др. ; маленький столик, платок для Федоры, магнитофон, таблица.
Ход занятия :
- Ребята, отгадайте загадку:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Я рукотворная, звучащая,
Воды я не боюсь, для еды гожусь,
А ударь – разобьюсь.
(посуда)
-А что же такое посуда?
Для чего она нужна?
- Но ведь раньше, давным-давно, почти никакой посуды не было. Пищу на стол подавали разрезанную на кусочки. Ее брали из общего блюда руками. На столах стояли чашки с водой для полоскания рук, затем во время еды стали надевать перчатки, чтобы не испачкать руки. Первая вилка для еды была сделана для изнеженной принцессы 900 лет назад.
- А вот ложка гораздо старше вилки. Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая. Топом стали делать ложки из кости. Они были гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. На Руси знатные люди – князья, бояре садились за стол с серебряными ложками, а простые бедные люди ели щи или кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Ложку всегда носили при себе, за поясом, в особом футляре. Без ложки в гости не ходили.
- Вы думаете, ложка нужна только к обеду?
-Нет в России ложка еще и музыкальный инструмент. Музыканты-ложечники играют, постукивая, ими друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.
- А вот эта нарядная тарелка, тоже может рассказать о себе интересную историю.
- Далекой прабабушкой тарелки была миска. Слово «миска» обозначает «стол», «еда». А прадедушкой было блюдо. Слово «блюдо» обозначает предлагать еду, угощать. Впервые тарелки появились 600 лет назад. Они были четырехугольные, а не круглые, из серебра и золота.
- Вот, ребята, какие интересные истории мы услышали о привычных для нас вещах: вилке, ложке, тарелке.
- Вся посуда делится на три вида : кухонная, столовая, чайная. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их, и попробуйте определить, к какому виду посуды относится, отгаданный предмет.
При виде еды, бросаются дружно
С обеих сторон. Один разрезает,
Другая хватает, обоим в тарелке
Работы хватает.
(нож и вилка)
На огне я стою
Еду вкусную варю.
(кастрюля)
Новая посуда, а вся в дырках.
(дуршлаг, решето, сито)
Из горячего колодца
Через нос водица льется
(чайник)
Нож и вилка – столовые приборы; кастрюля, дуршлаг – кухонная посуда; чайник может быть заварочный и кухонный.
- А какой сказке посуда убежала от своей хозяйки?
-Почему посуда убежала от Федоры?
-В сказке много посуды ожило, назовите ее?
-Как посуда может проучить Федору, если она ее найдет? (может разбиться, оказаться вся в дырках)
-Ребята, а может посуда вымыться в ручейке, стать чистой и превратиться в волшебный, сказочный лес?
-Давайте представим, что посуда так и сделала, превратилась в сказочный лес. Как же он будет выглядеть, этот лес?
-Подойдите все к столу, и из этой бумажной (или настоящей) посуды попробуем сделать сказочный лес:
1) деревья: стволы – стаканчики; крона – блюдце.
2) елочки – вилки.
3) пеньки – перевернутые кастрюли.
4) озеро – большое блюдо, тарелка.
5) грибочки – бокальчики, а сверху блюдца.
6) бугорок с травой – дуршлаг со вставленными в него соломинками для коктейлей.
-Какой замечательный получился лес! Вся посуда в этом лесу чистая, гладкая, блестящая, а Федорина посуда…
Дети: грязная, ржавая, разбитая.
-Хотите Федоре помочь? Волшебный ветерок принесет нас в этот сказочный лесок.
Физкультминутка «Сказочный ветерок».
Под медленную, спокойную музыку дети встают, кружатся «летают», «приземляются».
-Где же здесь посуда? Закройте глаза и откройте их, если услышите ее звук. ( слышны звуки: муз. инструменты, шуршание бумаги, звон бокалов, стук крышки о кастрюлю).
-Давайте ребята поможем Федоре стать добрее, скажем волшебные слова (логопед, надев платок) :
Эй, Федора! Эй, Эй, Эй!
Будь Федора ты добрей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи свою посуду ты искать!
Федора: Ох, не буду! Ох, не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любит и уважать!
Помогите мне, ребятки,
Поухаживать за ней!
Пантомима «Мытье посуды» :
-Мы почистим тебя песочком, (трут кулаком о ладонь)
Окатим тебя кипяточком, (поочередно поднимают руки)
Вытрем тебя полотенчиком (круговые движения руками)
И ты будешь опять, словно солнышко сиять (руки вверх).
-Ох, ребята, потрудились мы на славу! Вся посуда чистая, сверкает, переливается. Приглашаю вас, ребятки, на чаепитие с вареньем, да с печеньем. Только у меня этой посуды столько много, что я не знаю как накрыть стол для чаепития. Вы уж мне помогите выбрать нужную посуду и накрыть стол. Но посуда моя необычная, любит когда про нее что-нибудь хорошее говорят. Вот и вы, прежде чем поставить выбранный предмет на наш столик, немножко расскажите о нем, а помощником вам будет вот эта карта. (Дети сами выбирают посуду для чаепития, и прежде чем поставить на стол, рассказывают о нем по таблице).
-Спасибо вам, ребятки, помогли вы мне на стол накрыть, а теперь расскажите, как ведут себя воспитанные люди за столом.
(Звучит опять медленная музыка «Волшебный ветерок». Дети с логопедом кружатся, логопед снимает платок).
-Волшебный ветерок опять перенес нас в группу. Даже чай с Федорой не успели попить. Но мы еще с ней обязательно увидимся.
-Что вам понравилось в нашем путешествии?
-Где мы побывали?
-Чем занимались?
-В какую сказку вы бы хотели отправиться еще?
-Молодцы!