ГАЛИНА КОЛЕСНИКОВА
Конспект музыкального занятия по логопедической ритмике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия по логопедической ритмике в старшей группе компенсирующей направленности для детей ЗПР
Тема: Осенние зарисовки
Цель: развитие и коррекция двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словом по лексико-грамматической теме «Осень».
Задачи:
1. Коррекционные:
развивать слуховое внимание;
развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект музыкального занятия по логопедической ритмике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;
формировать, развивать и корректровать слухо-зрительно-двигательную координацию;
развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением.
2. Образовательные:
формировать двигательные умения и навыки;
развивать пространственную организацию движений;
развивать ловкость, сиу, выносливость, переключаемость, координацию движений;
развивать чувство ритма;
учить детей координировать речь и движения;
развивать метроритм, упражнять в правильном и точном пропевании мелодии;
развивать логическое мышление;
учить эмоционально откликаться на музыку грустного, печального характера, активизация словарного запаса;
развитие осмысленного отношения к интонации
закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.
развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира;
3. Воспитательные:
обучать правилам поведения в различных видах деятельности;
воспитывать выразительность и грацию движений;
воспитывать умение перевоплощаться;
формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность.
- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, умение отгадывать загадки
4. Оздоровительные:
укреплять костно-мышечный аппарат;
развивать физиологическое и фонационное дыхание;
развивать общею и тонкою моторику, мимику, пантомимику;
воспитывать чувство равновесия, правильной осанки;
снижать психологическую закрепощенность, снять эмоциональное напряжение, нормализировать мышечный тонус,
развивать эмоционально-волевую сфер удетей с ОВЗ.
План занятия :
1. Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день».
2. Распевка «Музыкальный ёжик»
3. Пальчиковая игра «Ёжик»
4. Загадка про дождь.
5. Пение с движениями «Озорной дождик» А. Евтодьевой
6. Упражнение «Возьми листок»
7. Упражнение «Подуем на листок»
7. Слушание «Осень» А. Вивальди
8. Пение «Осенний хоровод» Курячий
9. Массаж спины «Дятел»
10. Песня :«Озорной дождик»
11 Упражнение на дыхание и развитие эмоций «Ветерок».
12. Чистоговорки.
13. Голосовое упражнение «Аромат леса»
14. Технология» Хор рук» : Деревья и тучки»
15. П. гра «Пироги»
16. Музыкально-речевая игра с ложками
17. Итог занятия.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под веселую музыку, становятся полукругом.
Музыкальный руководитель : Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся друг с другом песенкой.
Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день».
Музыкальный руководитель : (поёт, дети подпевают, выполняя движения по тексту) :
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
А сейчас предлагаю вам улыбнуться нашим гостям и поздороваться с ними.
Дети пропевают последние слова приветствия: - Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
Музыкальный руководитель : Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовёт нас с собой на прогулку. Пойдёмте, погуляем. Становимся друг за другом.
Шагаем бодро, (обращаем внимание на осанку, подбородок приподнят. По хлопку меняем направление ведущих (повторить 2 раза) В путь!
Мы на цыпочки привстали, Ручки кверху мы подняли
Дробным шагом зашагали
Приставной шаг (ножка ножку догоняет)
А тепрь бежим по дорожке, разминаем ножки (бег с захлестованием)
Снова бодро зашагали!
1. Организационный момент:
Музыкальный руководитель : (обращает внимание детей на яркий листочек на окне) :
Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо. Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо? Может, это воробьишко, пролетая, и обронил? Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил? Как можно назвать это письмо?
Дети. Лист
Музыкальный руководитель :
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Музыкальный руководитель :
Дети слушают шелест листьев, приложив руку к уху. Голос аудио Я –листочек не простой! Я – волшебный, золотой! Знаю я одну подсказку: Бродит Осень в доброй сказке. В лес осенний вас зову, Путь дорожку покажу. Слышите, листик приглашает нас в лес. Какое сейчас время года, напомните мне.? Значит лес какой? (Осенний) Как выдумаете, детям одним без взрослых можно ходить в лес? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей.) - Запомните, детям без взрослых ходить в лес нельзя, это очень опасно. Предлагаю сегодня пойти в лес со мной. С собой возьмем корзинку.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» Звучит музыка
Музыкальный руководитель :
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы в лес идем мы погулять
Так и тянет нас на волю
Приключения искать.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Листьев разных мы в корзинку непременно соберем.
Музыкальный руководитель : Вот мы и в лесу. Какой здесь прекрасный лесной аромат!
2. Голосовое упражнение «Аромат леса» :
Выполняют стоя вместе с педагогом. 1ч. – вдох, задержка дыхания, руки в стороны
2ч. – на выдохе произносят: «А-А-А», руки опустить. Выдох должен быть длительным и плавным
Упражнение повторяется 3 раза : громко и тихо, без голоса
Музыкальный руководитель :
Вся земля усыпана листьями. Как листья оказались на земле? (Упали с веточек) Почему? (Деревья готовятся к зиме) Как называется сбрасывание листвы деревьями и кустарниками? (Листопад.)
Музыкальный руководитель : Сейчас попрошу вас присест на ковер. Мы в гостях у музыкальной Осени. Кто ответит, как называют человека, который пишет музыку? (Композитор)
Сегодня я познакомлю вас с итальянским композитором А. Вивальди. С детства Антонио был слабым и болезненным мальчиком. Любовь к музыке проявилась очень рано. А. Вивальди решил посвятить свою жизнь музыке. Им написано много музыкальных произведений, которые известны во всем мире. Одно из них цикл музыкальных произведений «Времена года» Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.
Звучит запись музыкального произведения А. Вивальди «Осень».
Давайте послушаем фрагмент музыкального произведение итальянского композитора А. Вивальди «Осень» Дети, закройте глаза и внимательно послушайте это произведение.
Музыкальный руководитель :
Ребята, вам понравилась музыка? Какое настроение у музыки (Грустное, хмурое, печальное, жалобное, серое, плачущее.) Что вы представили себе, когда слушали это произведение? (Я почувствовала как пахнет прелой листвой; я увидела хмурое небо с тучами ; а я видела дует ветер и листья с деревьев падают, как самолетики; как мы приехали на дачу, деревья стоят голые и папа разметал дорожки с листьями; а я услышал дождь и бабушка на кухне печет пирожки с капустой)
Музыкальный руководитель : У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
А какую осеннюю музыку нарисовали бы вы (ласковую, нежную, красивую, радостную) Я знаю, вы очень талантливые. И сейчас предлагаю вам организовать Хор рук и написать свою картину осени. (Дети берут веточки, листья, тучки, становятся в 3 ряда)
Звучит музыка Вивальди «Хор рук» (показ музыки в движении).
Музыкальный руководитель :
Под музыку Вивальди шуршит листвою осень
Смесь жёлтого с багровым бросая тут и там.
И нам не даст ответа, и мы её не спросим,
Куда исчезло лето и скоро ли зима.
Музыкальный руководитель : Какая красивая картина получилась! Вы просто молодцы!
Музыкальный руководитель : Ребята, мы с вами отправились в путешествие, а язычок не разбудили. Давайте его разбудим, произнесем наши чистоговорочки. В них есть звук Ц –напоминаю он всегда твердый согласный.
Цы-цы-цы –в огороде огурцы (3 хлопка, руки в замок- повернуть)
Ица-ица-ица –прилетела к нам синица (3 хлопка,махи руками назад)
Рец-рец-рец –поклевала огурец (3 хлопка,пальцами стучим по коленям)
Цу-цу-цу всем я дам по огурцу (3 хлопка,руки вперд и в замок)
Звучит музыка. педагог показывает, дети повторяют.
А вон там у пенечка, кто-то прячется. Хотите узнать, кто?
9. Пальчиковая гимнастика «Загадка про ежа» (выполняют стоя) :
На пеньке лежит комок, (Руки закрыты в «замок».)
Это – маленький зверек, (Заглядываем внутрь кулачка.)
Он колючки раскрывает, (Разгибаем пальцы вперед.)
Очень широко зевает, (Ладони расходятся в противоположные стороны.)
Умывает мордочку (Потереть ладони.)
И ерошит челочку. (Пошевелить пальцами скрещенных ладоней.)
Посчитаем все иголки, (Щелчки в воздух разными пальцами обеих рук.)
Быстро спрячемся под елку. (Спрятать руки за спину.)
Музыкальный руководитель : Кто же это? (Еж.)
Слайд : Ежик
Распевка: «Музыкальный ежик «Пчхи –хи-хи-хи-хи Понюхал грибок и чихнул. (движени е руками вверх и вниз)
Музыкальный руководитель : А сейчас я попрошу каждого из вас встать перед парой листьев, желтым и красным листьями.
4. Упражнение «Возьми листок» :
Каждый ребенок встает перед красным и желтым листьями, расположенными на полу.
Музыкальный руководитель : От какого дерева листья перед тобой? (листья клена – кленовые, дуба –дубовые, березы- березовые)
Звучит музыка.
Музыкальный руководитель : Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Правую ладошку протяну –
Иии желтый листочек я возьму,
Левую ладошку протяну -
Иии красный листочек я возьму.
(произносим звук И растягиваем губы в улыбке)
Выполняют соответствующие движения.
Музыкальный руководитель :
А сейчас,ребята, поиграем с листочками.
Мы подуем высоко: с-с-с - встают на носки, поднимая руки.
Мы подуем низко: с-с-с - приседают, руки вперед.
Мы подуем далеко: с-с-с - вытягивают руки вперед.
Мы подуем близко: с-с-с - подносят ладони ко рту.
.
Дети складывают листья в корзинку.
Музыкальный руководитель : Осенние листочки радуют нас своим ярким цветом, дарят нам радость и улыбку, а мы, держа их в руках, подарили им своё тепло. Давайте поделимся этими листочками с гостями, пусть листочки подарят им радость, улыбку и наше тепло.
А теперь, ребята, становимся в круг и споем песню про Осень.
5. Пение хороводной песни «Листочки золотые» Курячий
(с выполнением движений)
6. Загадывание загадки.
Музыкальный руководитель : слайд «Туча»
Вот туча крылья распластала, солнышко застлала.
Скоро дождь начнется, даже птицы забеспокоились. Встаньте парами, повернитесь друг за другом, один ребенок изображает дерево, другой – дятла.
Массаж спины «Дятел» (выполняют два раза.) Дятел на дубу сидит (Положить ладони на спинку.)
И стучит, стучит, стучит, (Постукивать указательными пальцами.)
Ищет под корой жучков
и съедобных червячков. (Слегка пощипать.)
Ну а если грянет гром, (На слово «гром» хлопнуть по спинке.)
И польётся дождь потом, (Побарабанить пальцами.)
Дятел спрячется в дупло, (Круговые движения ладонями.)
В нем и сухо и тепло. (Сунуть руки в подмышки.)
Музыкальный руководитель : А дождик свою песенку поет, поиграть он нас зовет.
7. Песня :«Озорной дождик» (с музыкальными инструментами, колокольчики, треугольник)
Музыкальный руководитель : А что мы делаем дома, когда идет дождь.
( Дети: играем)
(Дети садятся в круг., им раздают ложки. берут ложки. Под музыку дети передают ложку соседу в правую сторону, отстукивая ритм)
Мы сели в круг с тобою друг! Предлагаю поиграть, ложку другу переадть.
(уточняем условия игры)
Игра «Ложку передай»
Слайд «Осень»
Музыкальный руководитель :
Торопится осень закончить дела!
Старательно землю дождм полила,
Про птиц не забыла, на юг проводила,
В полях и лесах урожай собрала.
Дарила всем вкусные фрукты сначала,
Потом всех грибами она угощала.
Арбузами, дынями и виноградом,
Вам нравится осень!
ДЕТИ: Мы осени рады!
Игра с гостями : «Пироги»
Перед игрой все шапочки грибов, ягод, овощей и фруктов лежат на полу по кругу.
Муз. руководитель читает считалочку, а дети идут по кругу, вдоль шапочек.
Музыкальный руководитель : Дружно мы идем за другом, Мы шагаем ровным кругом. А теперь не зевай, шапочку бери, давай.
Ребенок надевает шапочку, перед которой он остановился.
Дети в шапочках грибов, ягод, овощей и фруктов, стоят по кругу
Дети: Мы сегодня для гостей испекли пироги. Ну-ка,гости, не зевайте и начинку выбирайте!
Дети останавливаются.
Гость:Все начинки я люблю. в круг грибы я позову.
грибы выходят в центр кругаи пляшут. Оставшиеся дети хлопают.
Грибочки пляшут, а все руками машут.
Дети: Мы сегодня для гостей испекли пироги. Ну-ка,гости, не зевайте и начинку выбирайте!
Гость:Все начинки я люблю. в круг я ягодки зову.
Музыкальный руководитель : Ягодки, выходите, веселее попляшите.
Ягодки прыгают на ножках, а мы хлопаем в ладоши.
Дети: Мы сегодня для гостей испекли пироги. Ну-ка,гости, не зевайте и начинку выбирайте!
Гость:Все начинки я люблю. в круг я фрукты позову. Фрукты будут приседать, а мы ножки выставлять.
Дети: Мы сегодня для гостей испекли пироги. Ну-ка,гости, не зевайте и начинку выбирайте!
Гость: Все начинки я люблю. в круг я овощи зову. Музыкальный руководитель : Овощи,выходите, веселее попляшите.
Будут овощи кружиться. А мы топать, веселиться.
Музыкальный руководитель :
Пиродки для гостей готовы, можно угощать.
Ребенок с пирогами выходит в зал, отдает поднос гостям.
Музыкальный руководитель : Спасибо осени за прекрасную прогулку. Спасибо и вам, девочки и мальчики, порадовали осень песнями и танцами, играми Ребята, давайте еще раз послушаем как шуршат осенние листья, и попрощаемся с лесом и гостями : До свидания!
Звучит фонограмма - шелест листьев. Дети слушают и уходят из зала.