Марина Лобастова
Конспект логоритмического занятия «Головные уборы. Прямые слоги со звуком «[Ф], [Ф’]»
Оборудование: музыка «Кап-кап»; презентация; мяч.
Ход занятия
1. Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением.
(Слайд 1-пустой)
- Ребята, примите позу покоя. Руки - на коленях. Успокоились.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление - приятно!
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Все тело расслаблено. Легко и приятно дышится. Выполним упражнение «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Потом вперёд.
Смотрит вправо,
И снова вперёд.
Смотрит вверх,
Опять вперёд.
Смотрит вниз,
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Расслабилась шея. Легко и приятно дышится.
2. Ритмическая разминка под музыку «Кап-кап».
Под музыку «Кап-кап-кап» по показу логопеда дети выполняют следующие движения:
- маршируют по кругу;
- останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу;
- выполняют хлопки в ладоши под ритм песни;
- поднимают-опускают плечи;
- поднимаются на носочки и опускаются на пяточки;
- выводят плечи вперёд и заводят назад;
- делают перекрёстные движения руками-ногами.
3. Введение и беседа по теме «Головные уборы».
- Расскажите, во что превратятся следующие предметы.
(Пробел)
Кепка без козырька - … (берет).
Шапка с ушами - … (ушанка).
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (Мы будем говорить о головных уборах.)
- Какие головные уборы ещё знаете? (Я знаю бейсболку. И т. д.)
- Для чего нужны головные уборы? (Головные уборы защищают голову от холода. … ветра. … дождя. … солнечных лучей. … от несчастных случаев во время работы. Их просто носят для красоты.)
- Нужно ли ухаживать за головными уборами? (Головные уборы стирают. Головные уборы исправляют.)
- Относятся ли головные уборы к одежде? Почему? (Одежду носят на теле, а головной убор предназначен для головы.)
4. «Образуй»
(Слайд 2)
- Какие головные уборы носят летом? (Летом носят панаму. … косынку. … кепку. … шляпу. … бейсболку.)
- Как называется головной убор, который носят летом? (Головной убор, который носят летом, называется летний.)
(Слайд 3)
- Какие головные уборы носят зимой? (Зимой носят шапку. … ушанку.)
- Как называется головной убор, который носят зимой? (Головной убор, который носят зимой, называется зимний.)
(Слайд 4)
- Какие головные уборы носят весной и осенью? (Весной и осенью носят берет. … платок. …фуражку.)
- Как называется головной убор, который носят весной и осенью? (Головной убор, который носят весной и осенью, называется демисезонный. Осень и весна – сезоны между зимой и летом.)
(Слайд 5)
- Как называется головные уборы, которые носят женщины и девочки? (Женские головные уборы.)
(Слайд 6)
- Как называются головные уборы, которые носят мужчины и мальчики? (Мужские головные уборы.)
(Слайд 7)
- Как называются головные уборы, которые надевают на праздник? (Головные уборы, которые надевают на праздник, называются праздничные, нарядные.)
5. Речевое упражнение «Головные уборы в профессиях»
(Слайд 8)
- Какие головные уборы носят люди разных профессий? (Строители, шахтеры, пожарные - каски; пчеловоды - шляпу с сеткой; полицейские - фуражку; космонавты - шлем; повара - колпак; врачи - шапочки.)
- Скажите, а для чего эти люди надевают головные уборы? (Эти люди надевают головные уборы для защиты; форменные фуражки для того, чтобы узнавали; для удобства.)
(Слайд 9-пустой)
6. Упражнение с мячом «Какой? Какая?»
- Я буду бросать вам мяч по очереди, а вы должны ответить на мой вопрос и передать мяч обратно мне.
Шапка из меха … меховая шапка.
Панама из ситца … ситцевая панама.
Бейсболка из трикотажа … трикотажная бейсболка.
Берет из фетра … фетровый берет.
Шапка, связанная из шерсти … шерстяная шапка.
Кепка из кожи … кожаная кепка.
Шляпа из соломы … соломенная шляпа.
Шаль из пуха … пуховая шаль.
Платок из шёлка … шёлковый платок.
Шлем из пластмассы … пластмассовый шлем.
7. Прямые слоги со звуком «Фь».
(Пробел)
- Вспомним, с каким звуком познакомились на прошлом занятии? (Со звуком «Фь».) Скажите и покажите, какой звук «Фь». (Звук «Фь» согласный, глухой, мягкий.)
Логопед по необходимости помогает.
- (Пробел) Какой звук появился слева от звука «Фь»? (Слева от звука «Фь» появился звук «и».) Когда собираются вместе согласный и гласный звуки, что получается? (Получается слог. ) Какой слог получился? (Получился слог «фи».) Покажем и произнесём слог «фи» на одном дыхании не останавливаясь. Вот так.
Логопед показывает образец, дети повторяют.
- Обозначим слог «фи» соответствующими буквами (слайд 10). Прочитайте получившийся слог. Дети читают.
Аналогичным способом проводится работа со слогами «фя», «фе», «фю», «фё». (Слайды 11-15)
8. Подведение итогов занятия.
(Слайд 16-пустой)
- Вот и закончилось занятие. Вспомним, о чём говорили? (Ответы детей.) Что делали? (Ответы детей.)