Наталья Соловетская
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме
«Как дикие животные готовятся к зиме»
Цели: Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных (белка, заяц, еж, медведь, лиса, волк, барсук, бобер их приспособленности к зимнему периоду;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Развивать умение составлять рассказы об времени года - осень, об изменениях в природе, отгадывать загадки про диких животных, закреплять названия животных, их детенышей и места обитания, закреплять знания детей о том,как дикие животные готовятся к зиме, кто ложиться в спячку, какие делают запасы.
Совершенствовать навыки слогового анализа слов;
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, их детенышей,
сюжетные картины из серии «Дикие животные готовятся к зиме», план-схема «Времена года», слоговые домики, картинки с дикими животными и их жилищем, картинки - обводки с детенышами диких животных, картинки: солнце и звездное небо.
Ход занятия
Дети входят в кабинет, здороваются друг с другом. (прохлопывая слово приветствия и имена детей) Логопед предлагает занять места за столами.
Логопед : Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на улице? Какие изменения происходят в природе?
Молодцы, вы говорите все правильно, а кто может составить прогноз погоды конкретно на сегодняшний день. («Прогноз погоды поздней осени» по плану- схеме «Времена года».) Кто из вас хочет попробовать себя в роли синоптика. Нужно составить прогноз погоды на сегодняшний день по схеме:
- какое солнце;
- небо;
-земля;
-деревья;
-что делают птицы и животные.
Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Как вы думаете, а можно ли сейчас увидеть зверей в лесу? Интересно вам посмотреть, как же звери готовятся к осени?. Сейчас мы наденем волшебные очки и окажемся в лесу. (выполняем упражнение очки). Вот мы и в лесу
Артикуляционная гимнастика «Лесные звери».
Пошли дети осенью по дорожке в лес,
Дорожка ровная, широкая - упр. «Блинчик».
Навстречу волк, зубы оскалил - упр. «Заборчик».
Завыл волк - упр. «Трубочка», на дыхание со зв «У»
Вот на дереве дупло – упр. «Ворота»
Белочка с ветки на ветку прыгает – упр. «Качели»
Орехи собирает – упр. «Орешки» и грибы – упр. «Грибок».
Ежик под кустиком в сухих листьях а клубок свернулся – упр. «Горка»
Лисичка бежала хвостиком махала – упр. «Часики»
Зайчик услышал, что лиса рядом, ускакал по-дальше в лес – упр. «Лошадка».
Логопед : Послушайте загадки - описания и отгадайте про кого они. (на каждую отгадку помещаю на мольберт картинку животного)
Размером она с небольшую собаку, Но может, как волк, она броситься в драку. Стоячие уши и хищные зубы. Из меха пушистого рыжая шуба. Полевки лесные – объект ее пищи. Плоды, насекомых в лесу она ищет… Боится ее вся домашняя птица. Как имя же рыжей плутовки?
(Лиса).
Спит всю зиму лежебока. Лапу он свою сосет. И во сне своем глубоком Видит вкусный, сладкий мед. Может громко, без причины Зарычать и зареветь. Любит спелую малину Косолапый наш…
(Медведь).
Он такой со всех сторон колючий, Что на нем иголки просто кучей. Он похож на маленькую горку. Ищет он грибы и тащит в норку. Носик у него курносый черный, А характер тихий, но упорный. По траве он бродит без дорожек. Ты его не бойся. Это
(Ёж).
По деревьям ловко скачет, И в дупло орешки прячет. Что же это за зверек? Угадай скорей,дружок!
(Белка).
У зверя на морде две тёмных полоски,
Живёт он в лесу, где дубы и берёзки,
А чтобы у зверя в норе было чище.
Меняет он часто подстилку в жилище,
Не любит «чистюля» ни холод, ни зной,
Впадает намеренно в спячку зимой,
Но летом ему отдыхать недосуг,
Кто норы старательно роет? (Барсук).
Что за дикий, страшный зверь, Никогда ему не верь. Быстро прыгает, кусает, Каждый точно его знает. Серый, по лесу бежит, За добычей поспешит. Знает он в охоте толк, Отвечаем, это…
(Волк)
В знатной шубе меховой,
Плотины строят мастера,
Без молотка и топора,
Из берез,ольхи, осины,
Из сучков, травы и глины,
Трудолюбивы и бодры,
Строители плотин … .
(Бобер)
Логопед : Молодцы, всех животных отгадали. А почему их называют дикими?
В лесу много деревьев и кустарников, оврагов и ущелий. Детеныши резвились лесу и разбежались кто- куда. Теперь животные -мамы не могут отыскать своих детенышей. Сейчас мы поможем им, поиграем в игру:
Дидактическая игра: «Кого потеряла мама?»
(дети называют взрослых животных и детенышей).
- Белка потеряла? (бельчонка)
- Зайчиха? (зайчонка)
- Волчица? (волчонка
- Лисица? (лисенка)
- Ежиха? (ежонка)
Логопед : Ребята, а какие дикие животные ложатся в спячку? А вы знаете кто где живет?
( предлагаю картинки: нужно провести дорожку от животного к месту его жилья)
Дидактическая ига: «Кто, где живет?»
Лиса, ежик живут - в норе,
Заяц - под кустом,
Волк - в логове,
Медведь - в берлоге,
Белка - в дупле.
Логопед : предлагаю отдохнуть и размять пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Еж колючий и барсук.
Только заиньке не спится-
Убегает от лисицы,
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков.
Логопед : вот сколько интересного вы узнали про диких животных. Теперь каждый возьмите по одной картинке с диким животным и распределите : к картинке со звездным небом животных которые впадают зимой в спячку, а к картинке с солнцем - которые не впадают в спячку.
Логопед : Молодцы! Хорошо запомнили. Теперь можно и отдохнуть.
Физ. минутка: «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Логопед : Вы сказали, что у каждого животного есть свой домик, и я сегодня свои принесла домики. Посмотрите какие они. Чем они отличаются? (в них разное количество окон). Сейчас мы с вами будем расселять животных в эти домики. Каждый будет называть животное, которое у него на картинке, деля слово на части. Количество частей будет соответствовать количеству окошек в домике.
Дидактическая игра «Рассели жильцов»
(-волк, ёж - 1 слог, в домик - нору с одним окошком;
ли-са, мед-ведь, бел-ка, за-яц, бар-сук, бо-бер - 2 слога, в домик-нору с двумя окошками)
Логопед : Какой домик остался без жильцов? (с тремя окнами). Да, таких животных у нас не оказалось.
Теперь пододвиньте к себе картинки с изображениями детенышей диких животных. Нарисуйте их по точкам.
Логопед :
Пришла пора возвращаться в детский сад. Снимаем свои волшебные очки и оказываемся на своих стулья в детском саду.
Логопед : Ребята, понравилось вам гулять по лесу? Кого вы там встретили? Ребята, теперь вы знаете для чего диким животным нужна осень?