Людмила Нехаева
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Путешественник Мишутка» по теме «Предлог НА»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ТНР «Путешественник Мишутка»
Тема: Предлог НА
Цели:
1. Познакомить детей со значением маленького слова (предлога) НА.
2. Упражнять в самостоятельном составлении словосочетаний и предложений с предлогом НА.
3. Развивать мимическую выразительность, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР „Путешественник Мишутка“ по теме „Предлог НА“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Предлоги. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
4. Закрепить обобщающие понятия транспорт, животные дикие и домашние.
Оборудование: игрушка мишка, маски, чемодан, картинка-символ предлога НА, пароход, картинки для парохода (медведь, заяц, еж, белка, собака, картинки с предметами, наложенные фигуры, картинки к сказке «Маша и медведь».
Ход НОД
1. Оргмомент.
Сегодня к нам в гости пришел Мишутка. Он очень любит путешествовать и всегда берет с собой чемодан.
2. Мимическая гимнастика.
Хотите посмотреть, что у Мишутки в чемодане? У него там маски. Мишутка будет их примерять, а вы угадайте, что он делает, и постарайтесь повторить:
- удивляется;
- боится;
- печалится;
- радуется.
3. Знакомство с маленьким словом (предлогом) НА.
Вы знаете, что предметы бывают большие и маленькие. Слова тоже бывают большие и маленькие. С одним таким маленьким словом Мишутка хочет вас сегодня познакомить (достает картинку из чемодана). Где сидит Мишутка? (НА корзине)
Маленькое слово НА мы используем тогда, когда предмет находится наверху: НА стуле, НА шкафу. Чтобы вы не забывали маленькое слово НА, Мишутка дарит вам эту картинку-напоминалочку.
4. Выполнение инструкций.
Мишутка хочет с вами поиграть. Посадите его НА книгу, НА стол, НА стул, НА тетрадь и т. д.
Какое маленькое слово помогало вам выполнять задания? (НА)
5. Сказка «заболела».
У Мишутки есть любимая сказка – «Маша и медведь». Но случилась беда: сказка «заболела». Из нее пропало маленькое слово, вот что осталось:
«Идет мишка, несет Машу в коробе, устал, говорит:
- Сяду … пенек, съем пирожок.
А Маша из короба ему отвечает:
- Не садись … пенек, не ешь пирожок.»
Как вы думаете, какое слово из сказки пропало? (НА) Помогите Мишутке это слово вернуть и «вылечить» сказку.
6. Составление словосочетаний с предлогом НА; развитие зрительного восприятия.
а) Мишка приготовил для вас картинки. Посмотрите и расскажите, где находятся предметы:
- ваза НА столе;
- котенок НА заборе;
- котенок НА крыше;
- яблоко НА столе;
- игрушки НА полке;
- куртка НА вешалке.
б) Наш гость приготовил для вас картинку-загадку (с наложенными фигурами). Посмотрите на нее и скажите, НА чем он любит путешествовать (НА машине, НА ракете, НА поезде, НА пароходе). Назовите все эти предметы одним словом (транспорт).
7. Физминутка.
А теперь давайте расскажем и покажем, как передвигается этот транспорт (выполняются соответствующие движения):
НА машине можно ехать,
НА ракете полететь
И НА поезде поехать,
Чтобы мир весь посмотреть.
Не боюсь воды я, вроде,
Поплыву НА пароходе.
8. Отгадывание загадок; дифференциация диких и домашних животных; составление предложений с предлогом НА.
а) Сегодня Мишутка отправляется в путешествие НА пароходе. Отгадайте, кто еще с ним поплывет?
• Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
• Ползун полет, иголки везет. (Ёж)
• По деревьям скок да скок
Порхает рыжий огонек. (Белка)
• Заворчал живой замок, лег у двери поперек,
Две медали на груди, лучше в дом не заходи! (Собака)
• Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посредине – спинка, а на ней – щетинка. (Свинья)
б) Как можно назвать одним словом пассажиров? (Животные)
Где живет заяц? (Заяц живет в лесу.) Заяц – это какое животное? (Дикое). Кто вместе с ним живет в лесу и поплывет на пароходе?
А собака где живет? (Собака живет в деревне) Собака – это какое животное? (Домашнее) Какое еще домашнее животное поплывет на пароходе?
в) Чтобы всех этих животных пропустили НА пароход, надо составить про них предложения с маленьким словом НА:
Заяц поплывет НА пароходе и т. д.
9. Развитие зрительной памяти и внимания.
У каждого пассажира на пароходе есть своя комната, которая называется
каюта. Как называется комната на пароходе?
Посмотрите внимательно и запомните, кто в какой каюте. (Одна из кают
закрывается, дети по памяти называют пассажиров-животных.)
10. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы пассажиры не скучали во время долгого плавания, давайте вместе с
ними выучим пальчиковую гимнастику (складывает ладони, пальчики
поочередно «здороваются»).
НА машине можно ехать,
НА ракете полететь
И НА поезде поехать,
Чтобы мир весь посмотреть.
Не боюсь воды я, вроде,
Поплыву НА пароходе.
11. Итог.
Пароходу пора отравляться в плавание, помашите отплывающим рукой. А на память о сегодняшней встрече у нас останется картинка-напоминалочка. Какое маленькое слово она помогла нам запомнить? (НА) Когда мы используем это маленькое слово? (Когда предмет находится наверху.) На чем уплыли животные? (Животные уплыли НА пароходе.)