Светлана Филатова
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Слова, называющие признаки предмета»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,
признака.
2. Учить различать значения слов по этим признакам.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».
Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».
Коррекционно-развивающие задачи:
Темочки:
Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.
Развитие сознательного восприятия речи.
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование динамической организации двигательного акта.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.
Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.
Воспитание навыков культуры поведения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, билетики, книга слов.
Ход занятия:
I. Организационный момент (дети стоят полукругом)
Здравствуйте, ребята! Прежде чем, начнём занятие, давайте подарим друг другу хорошее настроение:
-Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
Гостям и друг другу улыбнёмся.
2. Сообщение темы занятия :
Л: - Ой, ребята, посмотрите, пока мы играли, нам пришло письмо. Его прислала Королева слов – Предложение. Наверное, что-то случилось, прочитаем его?
Д: - Да.
Королева слов - Предложение :
- Ой, беда, беда, беда!
Разбежались все слова.
Без слов исчезнуть я могу,
Вам говорить не помогу.
Скорей слова вы отыщите
И в мою книгу соберите!
Сумеем мы их подружить,
Красиво будем говорить!
Я буду очень, очень ждать
Хочу скорее всех обнять.
Л: - Ну что ж, поможем Предложению собрать и подружить слова?
Д: Да!
Л: - Тем более, что сделать это не так уж и сложно.
Их найти можно везде,
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
И сегодня, ребята, мы не только поможем Предложению найти слова, но и вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?
Я предлагаю вам занять свои места в автобусе и отправиться в путешествие в Словоград. - Вы готовы?
Д: - Да. Пока, мы едем, давайте вспомним правило красивой речи:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
Л: Вот мы и приехали в Словоград.
3. Игра «Живое-неживое».
Л:- Путь нам предстоит неблизкий, но в игре время всегда пролетает быстро.
Мяч лови и мяч бросай,
Живой иль неживой предмет называй :
- девочка, мяч, рыбка, зайчик, медведь, малина, солнышко.
Вывод:
Л: Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?
Д: - Что это?
Л: - А о живых?
Д: - Кто это?
Л: - Молодцы, все слова-предметы на своём месте, и нам пора отправляться дальше.
4. Закрепление понятия слова-действия
Л: - Ой, ребята, посмотрите, какой-то знак преграждает нам путь? Как вы думаете, какие слова мы можем встретить на этой поляне?
Д: Слова-действия.
Л: - Давайте посмотрим. Какие слова-действия вы видите на этой полянке?
Д: - Скачет, катится, плывёт, сидит…
5. Упражнение в умении задавать вопрос к слову-действию.
Игра «Спроси-ответь» :
Л:- Я предлагаю вам поиграть в игру «Спроси-ответь». Посмотрите на полянку ещё раз
- Один – спрашивает, другой – отвечает. А потом наоборот.
Д: - Рыбка что делает?
Д:- Плавает.
Д:- Мяч, что делает?
Д:- Катится.
Л: - Какой вопрос вы задавали к словам- действиям?
Д:- Что делает?
Л:- Правильно. Как вы думаете, может королева слов Предложение обойтись без них?
Д: - Нет.
Л: - Молодцы! Я предлагаю вам немного размяться, а какие- то слова нам помогут это сделать.
6. Физкультминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
7. Знакомство и закрепление понятия слова-признаки. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе в И. п.
Слова – признаки – обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
- Л. : Ребята, посмотрите, какое всё красивое, разноцветное, яркое.
Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз)
- Л. : Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?
Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус?
Рыжая, пушистая
По деревьям скачет,
Потом орешки прячет.
(Белка)
- Л. : Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.
Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»
о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая.
- Л. : Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.
Вафельное и полосатое,
Гладкое и мохнатое.
Всегда под рукою –
Что это такое?
(Полотенце)
- Л. : Посмотреть на картинки.
Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).
Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).
- помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.
- Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.
- Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т. п.
Л:- Как я задавала вопрос об этих предметы?
Д:- Какой? Какая? Какое?
Л: - Значит, где-то неподалёку должны быть слова-признаки. Мы обязательно должны их найти, потому что королева Предложение их очень ждёт.
9. Закрепление умения подбирать слова-признаки к предмету
Л:- А вот и Зайка. Но он плачет. Зайка, почему ты плачешь?
З: - Потому что я некрасивый.
Л:- Ребята, нужно Заиньке как-то помочь! Давайте подберём для него самые красивые слова.
Д:- Серенький, пушистый, милый…
Л:- Посмотрите, каким счастливым и весёлым стал зайчик! Какие слова помогли вам его украсить?
Д: - Слова-признаки.
Л: - Отправляйте их скорее в нашу книгу, потому что королеве слов - Предложению тоже очень нужны красивые слова.
Л: - А вот и королева – Предложение. Посмотрите, какая она красивая!
Но нам пора отправляться домой.
Л: Вокруг себя два раза повернись и в детском саду появись.
10. Итог: О чем сегодня мы говорили на занятии? Назовите слова-признаки? Кому мы сегодня помогали? Что понравилось на занятии? Что было трудным?