Наталья Алёхина
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Уточнение и развитие лексико-грамматических представлений и связных высказываний по теме «Осень».
Задачи:
1. Расширить и активизировать словарный запас по теме «Осень».
2. Учить детей правильно образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, образованные от существительных-названий деревьев.
3. Развивать связные высказывания детей.
4. Развивать общие речевые навыки (речевое дыхание)
5. Развивать внимание, память, пространственные представления, мелкую моторику рук, координацию речи с движением
6. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:
Мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев.
Ход занятия:
1. Организация детей на работу. Создание эмоционального настроя.
(Развитие лексики и связных высказываний по теме.)
(Звучит музыка осеннего леса. Дети входят в игровую зону, встают в круг. Перед ними на ковре лежат разноцветные листья.)
- Дети, послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чём оно.
Падают, падают листья,
В нашем саду-листопад,
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
- О каком времени года это стихотворение? Почему вы так считаете? Как называется явление, когда падают листья?
(Ответы детей).
- А что ещё бывает осенью? (Слежу за правильным построением предложений у детей)
(Осенью моросит дождь. Осенью дует холодный ветер. Осенью трава желтеет и засыхает. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Осенью дети надевают осенние куртки и резиновые сапоги).
2. Упражнение «Подбери признак». (Активизация словаря прилагательных по теме)
- Дети, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.
-Какие листья осенью?
-Какие деревья?
-Какая трава?
-Какой дождь? и т. д.
- Ребята, к нам в группу тоже заглянула Осень и что-то оставила на память о себе. Как вы думаете, что?
(На ковре лежат листья).
— Какого цвета листья?
(Перечисляют.)
— Если листья разного цвета, как о них можно сказать одним словом?
(Разноцветные).
3. Подвижное упражнение «Осенние листочки»
(Координация речи с движением)
Листья осенние тихо кружатся
(дети кружатся на носочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят
(волнообразные движения руками вниз)
Будто опять закружиться хотят
(поднимаются на носочки, кружатся).
4. Дыхательное упражнение.
(Работа над диафрагмальным дыханием)
- Ребята, осенние листья очень приятно пахнут. Подышим ароматом осеннего леса!
(Вдох через нос, выдох через рот)
5. Игра «С чьей ветки детки».
(Образование относительных прилагательных.)
(На магнитной доске – изображения деревьев: берёзы, рябины, дуба, осины. Детям предлагается определить, с какого дерева упал лист и правильно составить определение).
- Дети, посмотрите на наши листья. Все они прилетели к нам с разных деревьев. Кто какой узнал лист? С какого дерева?
(Дети выбирают по одному листочку и проговаривают по очереди:
- Этот лист упал с берёзы. Он берёзовый.
- Этот лист упал с дуба. Он дубовый. И т. п.)
6. Пальчиковая игра «Осенний букет»
(Развитие мелкой моторики).
- Дети, а вы знаете, что из осенних листьев можно собрать букет?
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать
(сжимать и разжимать кулачки,
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(загибать поочередно пальцы)
7. Выкладывание узора из осенних листьев на листе бумаги.
(Развитие пространственных представлений. Закрепление правильного употребления относительных прилагательных)
- А ещё из осенних листьев можно выкладывать различные узоры.
(Предлагаю детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как изображено на мольберте. Задание выполняется за столами).
— Какой лист в середине?
— Какой лист слева?
— Какой лист справа?
(Ответы детей).
8. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую осеннюю полянку, закройте глаза и расслабьтесь. Постарайтесь представить себе осеннюю картину, которую изобразил в своём стихотворении Алексей Николаевич Плещеев.
(Дети лежат на «полянке», звучит спокойная музыка. Логопед читает стихотворение:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло,
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет.
Озимь на полях.
Туча небо кроет.
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.
- Вот и закончилась наша встреча с осенью. А дома вы можете нарисовать осенний пейзаж, который вы представили себе в этом стихотворении.