Наталья Бабушкина
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующего вида по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующего вида.
Тема : «Насекомые»
Цели:
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, составление предложений с предлогами (на, в, под, над, за, с, согласование числительных (до десяти) с существительными, составление предложений по серии картинок. Совершенствование звукового-буквенного анализа и синтеза.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующего вида по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и слухового и зрительного восприятия, мышления, памяти, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Интерактивное пособие «На лужайке» с плоскостными фигурками насекомых, магнитофон, запись звуков природы на флэшке, серия картинок к истории про Кузю, мягкая игрушка «Кузя», предметные картинки: облако, сапоги, лыжи; карточки с буквами и схемами по числу детей, цветные и простые карандаши в стаканчиках по числу детей, магниты «насекомые», пеналы с
Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Бабочки». Составление предложений о насекомых с предлогами : на, в, под, за, над, с.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона. Развитие слухового восприятия)
Логопед приглашает детей пройти в кабинет. В кабинете на столе игрушка Кузя.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел….Вы узнали, кто это? Правильно, Кузя. Он предлагает нам отправиться в небольшое путешествие. Садитесь на ковер, закройте глаза и послушайте.
Дети садятся на ковер, закрывают глаза. Логопед включает на магнитофоне звуки природы: журчание ручья, пение птиц, шелест листьев, звуки насекомых.
- Ребята, открывайте глаза. Назовите звуки, которые вы слышали. Звуки каких насекомых вы слышали?
Дети называют звуки.
2. Работа с интерактивным пособием «На лужайке». (Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, составление предложений с предлогами (на, в, под, над, за, с), согласование числительных (до десяти) с существительными)
- Ребята, мы с вами оказались на лесной лужайке.
Логопед приглашает детей к доске, на которой прикреплено пособие «На лужайке». На панно изображена лужайка. На поверхности прикреплены цветы, трава, улей, муравейник, насекомые.
- Посмотрите, насекомые спрятались. Здесь чьи крылья видите?
- (Дети) комариные.
- Где сидит комар?
- (Дети)комар сидит за цветком.
- Маша, помоги перелететь комару. Куда перелетел комар?
- Это чья голова?
- (Дети) пчелиная.
- Где сидит пчела?
- (Дети) под цветком
- Глеб помоги пчеле … Что сделать?
- (Глеб) улететь.
- Куда?
- (Глеб) на улей. И т. д.
- Ребята, посмотрите, сюда еще прилетели (размещает на панно бабочек) … Кто?
- (Дети) бабочки.
- Посчитаем их.
- (Дети) одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки …., десять бабочек.
- Помогите насекомым разобраться, кто где живет. В улье живут, правильно, пчелы (логопед предлагает детям прикрепить на улей пчел). В муравейнике живут …. В траве ….
3.«История про Кузю». (Развитие слухового восприятия, памяти)
Логопед предлагает детям сесть за столы.
- Ребята, Кузя рассказал мне одну историю, которая приключилась с ним недавно. Послушайте:
- Одним летним солнечным утром Кузя проснулся, потянулся, выглянул в окно. А на улице ярко светило солнце, пели птицы и Кузе захотелось сходить в гости к бабе Капе. Она печет очень вкусные пироги с ягодой. Вышел Кузя из домика и пошел по лесной тропинке к домику бабы Капы. Идет Кузя, а навстречу ему муравей с соломинкой на плече. Кузя решил помочь муравью. Понесли они соломинку вдвоем. Идут по тропинке птичек слушают, цветами любуются. Вдруг …. Что такое? Небо потемнело, в воздухе что-то загудело. Посмотрели Кузя и муравей вверх, а там видимо не видимо…. этих, Кузя забыл, как они называются. Кружат они над Кузей и муравьем, гудят, того и гляди покусают. Бросили Кузя и муравей соломинку и пустились наутек. Бегут, а за ними летят эти полосатые злые …. Добежали Кузя и муравей до домика бабы Капы, забежали внутрь и крепко закрыли дверь, чтобы эти полосатые (не помнит Кузя их названия) …. не влетели в домик. А баба Капа уже испекла вкусный земляничный пирог. Сели Кузя, муравей и баба Капа за стол, стали пить чай с пирогом и весело смеяться над приключением, которое случилось с Кузей и муравьем.
- Ребята, понравилась вам история про Кузю? Как все хорошо закончилось. Давайте же поможем Кузе узнать, кто же преследовал их с муравьем.
4. Упражнение «Составь слово из звуков». (Совершенствование звукового анализа и синтеза)
На доске три картинки в ряд: облако, сапоги, лыжи.
- А помогут нам вот эти картинки (показывает на картинки, расположенные на доске). Вы должны определить первые звуки в первых двух названиях картинок и последний звук в названии третей картинки. Из этих звуков составить слово.
Дети определяют звуки и составляют слово «осы».
- (Логопед) молодцы, вы отлично справились с заданием!
5. Упражнение «Составь слово из букв, нарисуй схему». (Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза
На столах у детей карточки с напечатанными в разброс буквами в верхней части карточки, со схемами в нижней части карточки.
- Ребята, чтобы Кузя лучше запомнил слово «осы», составьте это слово из букв, напечатанных на ваших карточках. Они напечатаны не по порядку, вы расставьте их правильно, напечатайте. А ниже нарисуйте схему слова с помощью кружочков.
Дети выполняют задание. Логопед помогает индивидуально, оценивает работу детей.
6. Подвижное упражнение «Бабочки». (Развитие координации речи с движением)
Логопед предлагает детям выйти на ковер и выполнить уже знакомое упражнение.
Видишь, бабочка летает, (Бегают, машут руками, как крылышками)
На лугу цветы считает: («Считают» пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопают в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (Руки ставят на пояс, качают головой)
За день, за два и за месяц … (Шагают на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопают в ладоши)
Даже мудрая пчела (Бегают, машут руками, как крылышками)
Сосчитать бы не смогла. («Считают» пальчиком)
7. Составление предложений по серии картинок «История про Кузю». (Совершенствование грамматического строя речи)
Логопед предлагает детям сесть за столы. На столах пеналы с элементами схемы предложения.
- Ребята, у Кузи есть картинки к истории, которая с ним приключилась (раздает каждому картинку). Рассмотрите внимательно каждый свою картинку, придумайте предложение, составьте к ней схему.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает.
8. Составление рассказа по серии картинок «История про Кузю»Логопед предлагает детям выйти к доске со своими картинками и выложить их последовательно.
- Расположите картинки по порядку, что за чем происходило. А теперь, вместе расскажем Историю про Кузю.
Дети по очереди произносят предложения.
- Молодцы, ребята! Вы вместе рассказали историю про Кузю.
9. Окончание занятия. (Оценка работы детей, совместный анализ)
Логопед предлагает детям назвать упражнения, которые они сегодня выполняли; назвать наиболее понравившиеся. Оценивает их работу. Всем детям дарит магниты «насекомые» от Кузи.
Фотоотчет к занятию
Интерактивное пособие «На лужайке» (фигурки насекомых, муравейник, улей прикрепляются к полотну на липучках)
Серия картинок «История про Кузю»
Дети слушают звуки природы
Работа с интерактивным пособием «На лужайке»
Составляют слово «осы» из звуков и букв