Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Слова-действия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Слово - действие.
Задачи: Учить выделять из потока слов слова-действия. Дифференцировать их со словами предметами, задавая вопрос: что делает? Учить обозначать слова-действия зелёной полоской. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, дыхание, голос и мимические мышцы. Воспитывать внимательность во время работы в тетради.
Оборудование: предметные картинки игрушек (поезд, машинка, кукла, петрушка, животных, коробка с символами звуков и слов, пособие для коврографа «схемы предложений», игра с картинками «Один- много».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Упражнение на расслабление.
Логопед: Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. Кукла Маша сломалась (Дети застывают в определённой позе.).
- Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем - туловище. Вам жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.
2. Дифференциация понятий «звук- слово».
Выставляю картинки: куклу, поезд, машину.
- Как плачет кукла? (А-а-а) Что мы произносили? (Звук.)
-Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.)
- Как работает машина? (Р-р-р.) Это тоже звук.
-Назовите слова - названия игрушек.
- Мы назвали много … (слов).
Выставляю полоски под картинками – символы слов.
Игра «Звук или слово»
Логопед произносит слово – дети поднимают зелёную полоску;
Логопед произносит гласный звук – дети поднимают красный кружок.
3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.
Логопед: В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хоть один звук, мы не узнаем слово. Сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильное слово:
Туколка, куколка, муколка;
Воезд, зоезд, поезд;
Тячик, мячик, гячик;
Дашинка, масинка, машинка.
4. Ознакомление с понятием «слова-действия».
Логопед: Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает)
Выставляются картинки петуха, котёнка, коровы, кролика.
Логопед: Что делает петух? (Стоит, поёт, кукарекает, клюёт.)
Подбор глаголов к словам: котёнок, корова, кролик. Эти слова обозначают действия животных.
Неживые предметы могут падать, катиться, стоять, лежать, ломаться, греметь.
Физкульминутка
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.
Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)
Мы называли слова- действия.
Показ картинок:
Машинка (что делает)- стоит, едет, сигналит, тормозит.)
А машинки (что делают) – стоят, едут, сигналят, тормозят.)
Огурец – растёт, а огурцы растут и т. д.
7. Закрепление понятий «слова-действия».
Логопед: Положите с коробочку слова- названия предметов.
А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей.
Очень много слов в моей коробочке. Спасибо вам.
8. Итог занятия.
Положительная оценка работы каждого ребёнка.