Вита Вячеславовна Охотникова
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «В гости к Ёжику»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к Ёжику»
Цель – обобщение и закрепление знаний об осени как времени года.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
обогащение представлений об осени как времени года, сезонных изменениях в природе;
активизация словарного запаса;
совершенствование навыка согласования существительных с прилагательными в роде и числе;
упражнение в согласовании существительного с числительными;
закрепление навыка счёта в пределах 5;
закрепление умения делить слова на слоги, определять количество слогов, развитие слоговой структуры;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР „В гости к Ёжику“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
развитие чувства темпа и ритма, общей и мелкой моторики;
развитие координации речи с движением;
формирование правильного ротового выдоха;
развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия;
регуляция мышечного тонуса;
Коррекционно-воспитательные:
совершенствование навыков взаимодействия со сверстниками;
формирование бережного отношения к природе, животным;
обогащение эмоционального развития детей посредством музыки.
Оборудование: корзинка с муляжами яблок, картонные листья, венок, музыкальная игра «Ножки-ладошки».
Предварительная работа: беседа об осени, о том, как животные готовятся к зиме; разучивание счи-талки, песен, речёвки.
Ход занятия.
I. Дети входят в зал. В зале – посылка.
Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Давайте вспомним, какое сейчас время го-да? Ранняя или поздняя осень? Правильно, поздняя. На что она похожа? (На зиму). А мы сегодня вспомним о ранней осени. Ведь она такая красивая, пёстрая, разноцветная.
1. Сюрпризный момент.
Логопед : Ой, ребята, а что это? Интересно, что в ней? Посмотрим? А кто откроет посылку, нам по-может решить считалочка.
Ярко-рыжая лиса разукрасила леса,
Все деревья, все кусты, открывай посылку ты!
Ребёнок открывает посылку, в ней – корзинка с яблоками.
II. Л-д: Ой, яблоки! А мы с вами знаем песню о яблоках? Споём?
2. Песня «Яблочки» - координация речи с движением.
3. Подбор определений к словам «яблоко», «яблоки», согласование прилагательных с существи-тельными в роде и числе.
Л-д: Давайте внимательно рассмотрим яблоки, которые нам прислали. Стёпа и Алёна, поднимите свои яблоки, покажите нам. Стёпа, твоё яблоко какое по величине? (Большое). Алёна, а у тебя какое? (Маленькое). У Алёны и Стёпы яблоки какие по цвету? (Красные). Сания, какое у тебя яблоко? (Зе-лёное). А у тебя, Софья? (Красно-жёлтое). У кого ещё такие же румяные яблоки, как у Софьи? Да-вайте посчитаем их. (Одно яблоко…пять яблок. Всего пять яблок)
Л-д: А от кого эта посылка, я вам сейчас подскажу.
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Догадываются, что от Ёжика.
4. Организация проблемной ситуации.
Л-д: Ребята, а вы просили у ёжика яблоки? /Нет/ А зачем он нам их прислал? Он нас порадовать хо-тел? Интересно, а мы можем его как-то порадовать? А вы знаете, чем сейчас занимаются ёжики? /Готовятся к зиме, утепляют норку сухими листьями/.
/В зале на ковре – разноцветные листья/.
Ой! А у нас как раз много листьев. Может, отнесём их Ёжику?
5. Образование относительных прилагательных.
Л-д: Возьмём каждый по одному листочку. Наши листочки с разных деревьев. Красные листья с ка-кого дерева? /С клена/. Значит какие? /Кленовые/. А эти желтые листья с какого дерева? /С березы/. Как можно назвать листья березы? /Березовые/. Зеленые листья с какого дерева? /С дуба/. Значит они какие? /Дубовые/. А все листья по цвету какие? /Разноцветные/. Отлично! Молодцы! Приготовьте свои ладошки.
6. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал».
Ветер по лесу летал, ветер листики считал.
Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с берёзки золотой.
Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
7. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»!
Л-д: Прилетел ветерок, с листочками играет, дует на них.
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжи-тельно произносят звук «ф».
Л-д: Раскачал ветерок листочки, и они падают.
На одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опус-кают руки вниз («листья опадают»).
Когда осенью листочки опадают с деревьев, как это называется? /Листопад/.
Во что мы соберём наши листочки? /В корзинку/. Кому мы их отнесём? /Ёжику/.
8. Динамическое упражнение «Прогулка».
Л-д: В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти. шагаем
Интересней приключенья нам, ребята, не найти. хлопаем по коленкам
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем. шагаем
Может быть, в лесу осеннем приключения найдем. «смотрим вдаль»
Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли. Шаг марша.
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, головушку подняв. Ходьба «змейкой».
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали. Прыжки с продвижением вперед.
Впереди течет ручей, подходите поскорей.
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем. Ходьба на носках, руки — в стороны.
Лес осенний увидали и к нему все побежали. Бег по кругу.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. Бег на носках.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем. Ходьба на пятках.
9. Песня «Листья кружатся».
Л-д: Мы сказали, что ёжики утепляют листьями своё гнездо. А мы с вами что можем сделать из ли-стьев: /Букет, поделку, картину, венок/. А вот и венок. С ним мы сейчас и поиграем.
/По ходу песни – выбор солиста с помощь. венка/.
10. Игра «Ножки-ладошки» - развитие чувства ритма.
Вместе с Ёжиком в лесу живут и многие другие животные. Некоторые – большие, у них большие лапы. Другие – маленькие, у них маленькие лапки. Попробуем показать, как топают и хлопают разные лесные жители.
11. Появление персонажа – Ёжика.
Звуковой эффект – фырканье ежа.
Л-д: Похоже, кто-то услышал нас.
Ё ж: Ой, как я вам рад!
Л-д: Ребята, о чём забыл Ёжик? Что надо сделать, когда встречаешь кого-то? /Поздороваться/.
Ё ж: А я не умею.
Л-д: Научим Ёжика здороваться?
12. Песня-приветствие (координация речи с движением).
Ё ж: Отличная песня! Теперь я хочу с вами познакомиться.
Л-д. : А у нас для этого есть специальная игра. Мы свои имена прохлопываем в ладошки. Меня зовут Вита – в моём имени две части, два слога. Попробуй сам.
Ёжик пробует. Имя Ёжика – Топа.
Еж: А тебя? А тебя? (Спрашивает всех детей по очереди)
Ё ж: А что вы здесь делаете?
Л-д: Мы получили твою посылку и решили тебя отблагодарить. Денис, подари Ёжику наш подарок.
Ё ж: Спасибо вам! Вот теперь можно и спать ложиться.
Л-д: Ёжик, пока ты ещё не уснул, может, поиграем? Хотим поиграть, ребята?
Ёжик : Конечно, я согласен.
13. Игра «Гриб – не гриб» (развитие слухового внимания, актуализация знаний по лексической теме «Грибы»).
Л-д: Поможем Ёжику собрать грибы, чтобы перед спячкой хорошенько подкрепиться. Если я назову съедобный гриб, то вы присядете, а если ядовитый гриб или другое слово – закроете руками глаза.
Ёжик играет вместе с детьми.
14. Музыкально-ритмическое упражнение, регулирующее мышечный тонус.
Ё ж: Какой сегодня чудесный денёк!
Л-д: Да! По небу плывут пушистые облака. А вот из-за тучки выглядывают озорные солнечные лу-чики. Осенний ветерок качает ветки деревьев. Красиво?
Звучит музыка, дети изображают солнце, облака и деревья. «Солнце» - встают друг за другом, ле-вую руку кладут на плечо соседу спереди, а правую вытягивают в сторону; «облака» - дети кладут руки друг другу на плечи, слегка раскачиваются; «деревья» - дети стоят в кругу (либо врассыпную, руки подняты вверх, плавные движения рук вправо – влево. В упр. «Деревья» меняется темп музыки – ветерок то лёгкий, то сильный.
III. 15. Итог занятия. Ё ж: Как же с вами здорово! Но мне пора спать.
Л-д: Попрощаемся с Ёжиком – споё м ему прощальную песенку: до свиданья, Топа!