Елена Лукина
Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко»
Конспект логопедического занятия
с использованием новых образовательных технологий
с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР
Публикация «Конспект логопедического занятия „Многозначные слова“ с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Многозначные слова, омонимы
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Подготовила :
учитель-логопед
Лукина Е. В.
2016 год
Городской округ г. Бор
Цель:
С помощью речевых игр и упражнений познакомить детей с многозначными словами, используя новые образовательные технологии:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять и обогащать словарный запас детей по данной теме.
2. Упражнять детей в умении осуществлять семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией, давать общее определение для всех значений многозначного слова.
3. Совершенствовать умение объяснять, почему это слово многозначное и что общего у многозначных слов одной семантической группы.
4. Активизировать в речи детей слова : многозначные слова, дверная ручка, кремлёвская звезда, морская звезда, и др.
5. Привлечь внимание детей к лексическому значению слов, учить понимать многозначность значений слов во фразах, в тексте
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей внимание, логическое мышление, творческое воображение, память детей, самостоятельность,
Развивать у детей познавательный интерес
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание у детей любознательность, творческое воображение, навыка самоконтроля и организованности в работе.
2. Воспитывать у детей волевые качества в ходе выполнения логопедических заданий, стремление к победе и уверенность в своих силах.
3. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей, приходить им на помощь.
Новые образовательные технологии, используемые на занятии :
1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия
2. Здоровье сберегающие технологии (дыхательные упражнения, динамическая пауза с речевым сопровождение, самомассаж)
3. Рефлексия эмоционального состояния
4. ИКТ технологии
Оборудование:
ноутбук, МФУ лазерное, проектор, экран, компьютерная презентация «Многозначные слова» ( слайды: авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш, щетка-ершик). Буратино, компьютерная программа «Игры для тигры», аудиозаписи со спокойной музыкой, магнитофон.
Пропедевтическая работа:
Разучивание стихов-загадок о многозначных словах
Рассматривание изображений многозначных слов на картинках.
Разгадывание кроссвордов
Ход занятия.
I. Организационный момент
Рефлексия эмоционального состояния.
Логопед вместе с детьми говорит слова : :
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
Доброе утро скажем друг другу!
Доброе утро всем кто в округе!
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Дети улыбаются друг другу, говорят «Доброе утро» и садятся за столы.
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Логопед сообщает детям, что сегодня они совершат путешествие в волшебный город страны многозначных слов, погуляют по загадочным улицам, познакомятся с жителями этого города.
Логопед предлагает детям самостоятельно определить, на чём они будут путешествовать. Дети предлагают разные варианты (ковёр-самолёт, космический корабль и т. д.) и определяют главный.
Логопед предлагает детям закрыть глаза, расправить руки - словно крылья и отправиться в полет под звуки музыки.
Дети открывают глаза, логопед предлагает детям отгадать, с каким сказочным героем они сейчас встретятся.
Это что за очень странный
человечек деревянный?
Мальчик с Азбукой под мышкой
- деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый… .?
Ответ детей: Буратино.
1. Сюрпризный момент.
Появляется грустный Буратино: Здравствуйте ребята,
Логопед говорит Буратино, что дети рады встретить его в волшебной стране и спрашивает, почему он такой грустный.
Буратино сообщает, что потерял ключ.
Логопед спрашивает Буратино : «А какой ключ ты потерял?»
Буратино:
Далёко, далёко за морем
Стоит золотая стена.
В стене той заветная дверца,
За дверцей - большая страна
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене,
Но где этот ключик — не знаю?
Никто не рассказывал мне.
Логопед спрашивает детей не находили ли они «золотой ключик», про который говорит Буратино.
Ответы детей.
Логопед предлагает детям помочь Буратино и вспомнить, какие еще бывают «ключи» в волшебной стране многозначных слов.
Буратино: А что, разве бывают другие ключи? Я очень хочу о них узнать….
Логопед : Да бывают. Слово «ключ» - «многозначное слово». Слово одно, а значений много.
Педагог загадывает детям загадку, а отгадки-картинки появляются в виде слайдов на экране.
Он в дверях, он в замке,
Он и в нотной строке,
Он и гайку отверну,
Он и может, если захочет,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
Логопед спрашивает детей, о каких ключах здесь говориться.
Дети отвечают: дверной ключ, нотный (а по другому он называется скрипичный, гаечный ключ.
2. Динамическая пауза
Логопед сообщает детям, что нужно набраться сил, чтобы продолжить путешествие по сказочному городу многозначных слов и предлагает сделать физкультминутку.
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
3. Что такое «Ключ»?
Логопед предлагает детям отгадать, о каком ещё ключе он расскажет.
Скажи "Родник" -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
Дети: ключ – это родник.
(на экране появляется слайд «родник»)
Логопед напоминает детям, что у слова «ключ» много значений и просит обобщить «как называются такие слова?»
Ответы детей: «Многозначные», потому что слово одно, а значений много… .
4. «Загадай Буратино загадку».
Логопед предлагает детям рассказать Буратино, какие ещё они знают многозначные слова.
Дети по желанию загадывают Буратино загадки, на экране появляются слайды-отгадки.
1 ребёнок
Отгадай, что за вещица.
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки.
(ручка шариковая)
2 ребёнок
Если хочешь ты войти к себе домой,
Поздоровайся-ка за руку со мной,
А на улицу собравшись погулять —
Попрощайся так же вежливо опять
(дверная ручка)
3 ребёнок
Если звёздочка устала.
Нет в ней света,
Нет в ней жара.
То она живёт на дне
(морская звезда)
4 ребёнок
Ёлочка красавица
Бусы в два ряда
На верху у ёлочки
Блестящая …
(звезда)
5 ребёнок
Я плыву по небосводу,
Я конечно не одна,
Хоть и ярко я сияю,
Только ночью я видна.
(небесная звезда)
6 ребёнок
Москва златоглавая
Любуется тобой
Сияешь ты рубином,
И слушаешь курантов бой.
(кремлёвская звезда)
Буратино спрашивает детей, какие ещё бывают звёзды?
(Ответы детей, если их нет, то логопед подсказывает, где ещё можно встретить звезду: на пилотке солдата, на военной технике; значки, ордена и т. д.)
5. Логопед предлагает детям выполнить дыхательное упражнение с компьютерной программы «Игры для тигры»
Логопед : «Давай будем выдыхать длительно. Сделай глубокий вдох носом, плечи не поднимайте, а затем медленно выдыхайте воздух, не надувая щёк. И все «парашютики» на одуванчиках улетят»
6. Упражнения «Назови и покажи»
Логопед обобщает : слово «звезда» может обозначать:
звезду на небе, морскую звезду, елочное украшение, кремлёвскую звезду и спрашивает, что общего у всех этих предметов?
(Варианты ответов детей)
Логопед : Верно, ребята, «звезда» – это фигура с треугольными выступами по окружности.
Буратино: А я знаю, как звезду можно показать с помощью рук и ног (показывает, повторяйте за мной (дети повторяют, а вот это морская звезда (показывает звезду с волнообразными движениями). А если мы возьмёмся за руки и посмотрим вверх, то у нас непременно получится небесная звезда. Хорошее слово «звезда», с ним поиграть можно, и значений имеет много. А есть ещё такие интересные слова?
Логопед : Конечно, в стране многозначных слов вы встретите ещё много интересного, нужно быть очень внимательным и любознательным. Предлагает напомнить Буратино, какие слова называются «многозначными».
Буратино: Сколько нового я узнал от вас. Спасибо большое вам ребята. Я пойду искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам ещё. (Машет рукой и уходит).
III. Рефлексия занятия.
Логопед предлагает детям определить помогли ли они Буратино, чем, кто хочет ещё узнавать новые многозначные слова (ответы детей).
Логопед вместе с детьми говорит заключительные слова :
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
- На этом наше занятие окончено.
Логопед просит детей пройти на ковер-самолет и отправиться обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.