Людмила Райвич
Конспект логопедического занятия с леворуким ребенком «Звукопроизношение автоматизация поставленного звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия с леворуким ребенком
Ребенок: мальчик Николай 6 лет, ведущая рука – левая. Звукопроизношение автоматизация поставленного звука Р, тонко координированные движения рук развиты слабо.
Тема занятия: «Профессии». Автоматизация звука Р.
Цель: продолжать подготовку к школе ребенка с ведущей левой рукой, продолжать развивать артикуляционный аппарат, автоматизировать звука Р в слога, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
развивать артикуляционный аппарат ребенка
автоматизировать звука Р в слогах, словах, предложениях
формировать направленную воздушную струю
закреплять знание ребенком следующих понятий – слева, справа, центр.
привить навык ориентировки в пространстве правая и левая сторона
закреплять знания о правильной ориентации написания элементов печатных букв;
активизация и обогащение словаря по теме «Профессии».
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать моторику артикуляционного аппарата;
создать условия для развития фонематических процессов;
развивать тонкокоординированные движения левой руки.
развитие зрительно-пространственного восприятия;
развитие навыка прослеживания глазами за действием левой руки;
развитие осязания и мелкой моторики левой руки;
формирование графо-моторного навыка;
Воспитательные задачи:
воспитывать самостоятельность, доброжелательность, инициативность.
развивать навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало, магнитная доска, плакат для формирования направленной воздушной струи «Прожорливые фрукты», кусочки ваты, карточки для развития мелкой моторики «Тактильные дорожки», коробок спичек, карандаш, тарелочка с цветной фасолью и коробочка, дидактические игры «Лабиринт», «Домики», карточки по теме «Профессия».
Ход занятия:
Задание 1:Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р]:
«Почистим верхние зубы» - движения влево – вправо кончиком языка по внутренней стороне зубов.
«Кто дальше загонит мяч»- выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка, лежащего на нижней губе.
«Лошадка» - укрепление мышц языка и выработка подъема языка вверх.
«Вкусное варение»- выработка движения широкой передней части языка вверх.
«Индюк» - выработка подъема языка вверх, производя движения широким краем языка по верхней губе вперед и назад.
«Барабанщик» - укрепление мышц кончика языка, отрабатывая подъем языка вверх, и умение делать кончик языка напряженным
Задание 2: Формирование направленной воздушной струи.
Логопед: Николай пожалуйста скатай из ваты шарики и задуй их в отверстия. Назови название фрукта слева, посередине, с права. Покажи левой рукой самый большой фрукт. Плавно подуй на ватный шарик и загони его в отверстие.
Задание 3. Автоматизация звука Р в слогах и словах, предложениях с сочетанием –ДР- и –ТР-
Логопед: Николай проговариваем слоги, четко произнося звук Р
Дра-дры-дро-дру
Дры-дро-дру-дра
Дро-дру-дра-дры Тра-тры-тро-тру
Тры-тро-тру-тра
Тро-тру-тра-тры
Проговариваем слова, четко произнося звук Р
Драка, драже, дрова, вёдра, выдра, пудра, эскадра, кадры, кедры, дрозд. Травка, трасса, трамвай, тропинка, тросник, завтрак, трон, трубка, труд, ватрушка, петрушка.
Проговариваем предложения, четко произнося звук Р
Стюардессы поднимаются по трапу самолета. Строители на стройку приехали в трамвае. Летчики летели над морем. Повара готовят ватрушки.
Автоматизация звука Р в открытых слогах и со стечением согласных
Проговариваем слоги, четко произнося звук Р
Открытые слоги Слоги со стечением согласных
Ра-ры-ро-ру
Ры-ро-ру-ра
Ро-ру-ра-ры
Ру-ра-ры-ро
Ра-ра-ра- у лисы нора
Ро-ро-ро- новое ведро
Ру-ру-ру-ягод наберу Бра-бры-бро-бру
Вра-вры-вро-вру
Гра-гры-гро-гру
Кра-кры-кро-кру
Пра-пры-про-пру
Фра-фры-фро-фру
Хра-хры-хро-хру
Проговариваем слова, четко произнося звук Р
Рад, радуга, буран, парад, жираф, ура,рыба, рубка,руки, кукуруза, ров Бравый, кобра, брызги, брус, враг, ковры, грамота, груши, грозы, громко
Проговариваем предложения, четко произнося звук Р
Садовник вырастил розовые розы в саду. В огороде растет кукуруза. Лесник собирает рыжики в лесу. В кружке у повара красная брусника. Прачка стирает простыни. Водопроводчик чинит кран. Парикмахер делает прическу. Повар варит компот из груш.
Задание 4: Развитие мелкой моторики левой руки
«Тактильные дорожки».
Логопед: Николай 1. проведи пальцами сначала левой руки, а затем правой. 2. выбери маленький зеленый шарик и прокати по дорожке левой рукой называя слоги со звуком Р. 3. возьми красную машинку и прокати по линиям к домикам произнося звук Р.
Игра «Накорми птичку» (развивать тонко координированные движения левой руки)
Логопед предлагает Николаю игровой сюжет: Птичка хочет есть, для того, чтобы её накормить необходимо переложить зёрна в коробочку. Способы перекладывания предлагаем разные: 1. Большим и средним пальцем левой руки. Большим и безымянным пальцем левой руки. 2. Большим пальцем и мизинцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
Упражнение «Выложи фасоль по контуру рисунка»
Логопед: Николай, выложи цветную фасоль по контуру рисунка левой рукой.
Сложи букву Р из спичек (палочек). Напиши букву Р.
Задание 4: Развитие зрительно-пространственного восприятия
Правая и левая сторона
Эта работа начинается с определения правой и левой руки.
Логопед: Николай подними левую и правую руку поочередно. Покажи карандаш левой, затем правой рукой. Возьми картинку с рисунком повара левой рукой и положи справа от себя, возьми правой рукой картинку с рисунком парикмахера и положи на середину стола.
Задание 5: Развитие зрительно-моторных координаций
«Лабиринт»
Логопед: Николай назови цвета, проследи взглядом и проведи указательным пальцем левой руки по линии от начала до конца.
Подведение итогов занятия :
Логопед: Николай, наше занятие подошло к концу. Давай с тобой вспомним – что мы сегодня делали?
Николай: Мы делали упражнения для языка, выкладывали рисунок из фасоли, помогли машинке добраться до домиков…
Логопед: А что тебе понравилось в занятии? А что было для тебя трудно?
Николай: сложно было запомнить лево, право и перекладывать картинки в разные стороны.
Логопед: Ну что ж, Николай, ты молодец! Ты справился сегодня со всеми заданиями, жду тебя на следующем занятии и не забывай с мамой повторять дома артикуляционную гимнастику.