Татьяна Майсак
Конспект логопедического занятия «Путешествие на лесную полянку» для детей с ОНР старшего возраста по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающие цели:
• Активизация словаря по лексической теме «Насекомые»;
• Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, употребление предложно-падежных конструкций);
• Развитие психических процессов: слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;
• Закрепление навыков языкового анализа и синтеза;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие умения работать по алгоритму;
• Координация речи с движением.
Образовательные цели:
• Закрепление знаний детей о насекомых;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие на лесную полянку“ для детей с ОНР старшего возраста по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
• Приобщение детей к народной мудрости.
Воспитательные цели:
• Воспитание бережного отношения к насекомым;
• Развитие умения детей быть доброжелательными и корректными собеседниками;
• Воспитание дружеских отношений между детьми.
Оборудование: мягкая игрушка «Лунтик», игрушки (паук, бабочка, стрекоза, пчела, кузнечик, жук, таблица-алгоритм «строение насекомых», схемы «приметы», схемы предлогов, звуковая и слоговые схемы слов, пособие «цветик-семицветик», фланелеграфграф, предметные картинки (комар, бабочка, стрекоза, муха, оса, муравей, сюжетная картинка «развитие бабочки», карточки со словами, разделенными на слоги, ребусы, баночка меда.
Технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные, социоигровые.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, дети. У нас сегодня гости. Поздоровайтесь и представьтесь.
Дети представляются.
Логопед : К нам пришел еще один гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Веселый он и озорной,
С Луны он прибыл к нам домой.
Дарит радость всем вокруг.
Дети: Это Лунтик. Он прилетел к нам с Луны и подружился с насекомыми.
Логопед : Вам хорошо знаком этот герой, вы все смотрели мультфильм о нем. Расскажите, какой он?
Дети: Добрый, смелый, веселый, находчивый, дружелюбный, трудолюбивый, доброжелательный, справедливый, скромный, умный, любознательный.
Основная часть.
Логопед : Сегодня он пришел к Вам в гости, чтобы узнать, как можно больше о своих друзьях. Давайте поможем ему. Скажите, откуда его друзья – насекомые получили такое название?
Дети: Свое название они получили за насечки на брюшке.
Логопед : Что есть у всех насекомых?
Логопед выставляет таблицу-алгоритм.
Дети: У всех насекомых есть пара усиков, три пары ног и три части тела: голова, грудь и брюшко, покрытые хитиновым покровом.
Логопед : Значит, все насекомые одинаковые?
Дети: Нет, они все разные. Насекомые имеют разную окраску, разную величину, по-разному питаются, передвигаются, спасаются от врагов.
Логопед : Молодцы! Вы все правильно сказали. А чтобы еще больше узнать о них, давайте отправимся вместе с Лунтиком на лесную полянку. Но сначала выглянем в окно и посмотрим, какая погода за окном.
Напряжение-расслабление мышц рук, шеи, мимических мышц.
Логопед : Вокруг себя обернись, на полянке окажись. Вот мы и вышли на залитую солнцем полянку. Легкий ветерок перебирает листочки на деревьях, весело щебечут птицы. Кругом цветут ромашки, васильки, колокольчики. Только насекомых нигде не видно. Они решили поиграть с вами, спрятались и оставили загадки о себе. Чтобы насекомое появилось, надо отгадать его загадку.
1. Вот первая загадка. Угадайте, кто спрятался под листиком.
У Е И К З К Ч Н
2 5 7 1 3 8 6 4
Логопед : Расскажите о нем.
Дети: У кузнечика стройное тело, очень длинные усики и мощные ноги. На передних ногах находятся уши кузнечиков. Поют кузнечики с помощью крыльев. Питаются они соком растений, нектаром цветов, насекомыми. У кузнечика много врагов – птицы, лисы и даже муравьи.
2. Послушайте, кто-то жужжит. Как вы думаете, кто это?
Я – жук, я – жук, я здесь живу.
(дети делают плавные взмахи руками)
Я все жужжу, жужжу, жужжу:
(ритмично переступают ногами)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
(руки рупором, произносят звук на выдохе)
Логопед : Жук оставил для вас схемы предлогов. Придумайте предложения о насекомых с любым из этих предлогов (по, под, на, за, над, в, из).
3. Логопед : Разгадайте ребус.
С 3
Дети: Стрекоза.
Логопед : Стрекоза предлагает вам поиграть с цветиком-семицветиком. На его лепестках вы видите схемы слов. Прикрепите свои картинки рядом с подходящими схемами.
4. Логопед предлагает одному из детей загадать загадку о следующем насекомом.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Дети: Это бабочка. Она похожа на цветок.
Логопед : Посмотрите на схему и расскажите, как растет и развивается бабочка.
Дети: Бабочка откладывает яички на цветке. Потом появляется гусеница. Гусеница питается и растет. Потом гусеница превращается в куколку. Из куколки появляется бабочка. У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнце. Как только крылья подсохнут бабочка начинает летать.
Логопед : Давайте и мы с вами превратимся в бабочек.
Физминутка.
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовется «кокон». (обхватывают себя руками)
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нем. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима промчалась мимо- (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки на каждое слово)
Просыпайся, соня- сонюшка (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками круг)
Гусенице не до сна- (грозят пальчиком)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут «крылышками»)
5. Логопед : Вдруг кто-то испугал насекомых. Посмотрите на схему и догадайтесь, кто это:
ОООО
Дети: Паук.
Логопед : Существует много народных примет, связанных с поведением пауков. Посмотрите на схемы и расшифруйте их.
Если пауки ткут паутину во время дождя, значит, дождь скоро перестанет.
Паук забился в угол – к ветру.
Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
Паутина расстилается на растениях – к теплу.
Много появляется пауков – к теплой ясной погоде.
6. Логопед : Отгадайте загадку и узнаете, кто прячется в цветке.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Дети: Это пчела. Она собирает с цветов мед.
Логопед : Давайте заглянем в улей и посмотрим, как трудятся пчелы.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы детей (указательный и средний) «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги:
Пальцы, как пчелы летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда нам всем до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
Логопед : Пчелы собирают с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из него пчелы делают мед. Вкус и полезные свойства меда, собранного с разных растений различаются и чтобы не перепутать разные виды меда, баночки в которых он хранится, подписывают. Но у одной пчелы все надписи перепутались. Помогите ей прочитать, с какого растения собран мед, и скажите, как он называется.
Дети собирают названия растений из слогов : ПА-ЛИ, ВЕР-КЛЕ, РЕЙ-КИП, НИК-ДОН, РЕСК-ВЕ, ТАН-КАШ, СИ-ВА-ЛЁК.
Дети называют мед: липовый, клеверный, кипрейный, вересковый, каштановый, васильковый.
Логопед : Пчелы приносят пользу человеку, но есть насекомые, которые наносят вред. Расскажите о них.
Дети:
- Мухи и тараканы разносят опасные болезни.
- Жуки-короеды повреждают кору деревьев.
- Гусеницы объедают листья растений.
- Комары и слепни больно кусают.
Логопед : Теперь расскажите о насекомых, которые приносят пользу.
Дети:
- Муравьи, пауки, стрекозы и божьи коровки уничтожают вредных насекомых.
- Бабочки, шмели и пчелы опыляют растения.
- Муравьи, комары, мухи, бабочки служат кормом для животных и птиц.
Логопед :
Молодцы! Вы очень много интересного рассказали Лунтику о его друзьях, пришла пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя обернись, в детском саду окажись.
Заключительная часть.
Логопед : Ребята, Лунтик благодарит вас за интересные рассказы и угощает медом, который собрали для вас его друзья пчелы.