Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж]-[з]. Животные и их детеныши»

Юлия Прасолова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж]-[з]. Животные и их детеныши»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА" (МКОУ СКШИ)

КОНСПЕКТ

логопедического занятия

по теме «Дифференциация Ж - З. Животные и их детеныши

Учитель-логопед Прасолова Ю. В.

Дифференциация Ж - З

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [ж]-[з], Животные и их детеныши“» размещена в разделах

- Уточнить артикуляцию звуков [Ж],[З],[З ], учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях. Работать над семантикой слов, отличающихся одной фонемой;

- Учить соотносить графему и фонему, выделять буквы в словах, предложениях; различать буквы З,Ж;

- Формировать навыки звукобуквенного и звукослогового анализа и синтеза;

- Расширять активный словарь по теме «Животные, и детеныши» ,упражняться в выделении лишнего слова по семантическим признакам;

- Упражняться в словоизменении (образование форм существительных, обозначающих детенышей, мам; прилагательных, отвечающих на вопрос (Чей);

- Учить пересказу с опорой на графические схемы.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительное внимание и память;

- Развивать моторику, в том числе тонкую, моторику лицевых мышц, артикуляторную моторику ; совершенствовать динамическую организацию движения путем усиления импульсов, идущих к коре головного мозга благодаря совместным движениям органов артикуляции и пальцев рук;

- Развивать навыки произвольного мышечного напряжения и релаксации;

- Гармонизировать процессы высшей нервной деятельности путем развития; межполушарного взаимодействия и синхронизации работы полушарий через совместные координированные упражнения ( кинезиологические упражнения: покачивания, одновременное рисование двумя руками)

Воспитывающие:

- Воспитывать учебную мотивацию

- Воспитывать гармоничную, раскрепощенную личность

- Воспитывать любовь к природе

Ход занятия

Орг. момент

1.- Я прочитаю стихотворение, а вы вставьте пропущенные буквы.

Не знали медвежата,

Что колются ежата,

И давай с ежатами

Играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слё зы:

- Ёжики – занозы!

Испугались ёжики,

Несут щипцы и ножики.

И давай по штучке

Вынимать колючки.

-Назовите пропущенные буквы.

-Какой звук обозначает буква Ж? Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, твердый)

-Какие звуки обозначает буква З? Дайте характеристику звуку [З] (Согласный, звонкий, твердый)Дайте характеристику звуку [З] (Согласный, звонкий, мягкий)

Сообщение темы.

Тема нашего занятия – сравнение Ж и З

Основная часть

Сравнение звуков

2. Сравним звуки [Ж] и [З] (Общее – согласные, звонкие, твердые; различаются по месту артикуляции)

- Правильно! Когда мы произносим звук [Ж], кончик языка поднят кверху, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, губы округлены. Воздух выдыхается равномерно посередине языка; на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха.

Когда мы произносим звук [З], кончик языка находится внизу ; губы улыбаются; воздух проходит посередине языка; на ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя.

-Буква З обозначает твердый звук[З] и мягкий звук [З]. (Характеристика звука[З ])

Дифференциация звуков в слогах, словах

3. Игра «Сломанный телевизор» с использованием элементов биоэнергопластики

- Когда услышите звук [Ж], поднимите руки вверх, пальцы растопырены, Язычок «в домике достаёт до потолка», На звуки [З], [З ] - язычок и руки показывают «горку».

ЗА ЖУ ЗЕ ЖИ ЗИ ЗУ ЖЕ ЖО

4. Назовите предметы, в названии которых есть звук [Ж]. Назовите предметы, в названии которых есть звуки [З] ,[ З ].

5. Назови предметы одним словом (Животные)

Дифференциация букв в слогах, словах, предложения. Соотнесение графемы и фонемы.

6. Составь из слогов слова, запиши, подчеркни буквы З, Ж.

КО-ЗЫ

ЖИ-РАФ

ЗУБ-РЫ

ЖУ-КИ

ЗАЙ-ЦЫ

- Найди лишнее слово (Жуки -насекомые)

Запиши слова с буквой З. Какой звук обозначает буква З? Запиши слова с буквой Ж. Какой звук обозначает буква Ж?

7. Упражнение в образовании прилагательных на З, Ж

-Все эти слова отвечают на вопрос (Кто). Сейчас мы будем образовывать слова, отвечающие на вопрос (Чей)

(Кто) коза Пух (Чей) козий

(Кто) ежи Нос (Чей) ежиный

(Кто) зайцы Мех (Чей) заячий

(Кто) жираф Хвост (Чей) жирафий

(Кто) змея Язык (Чей) змеиный

(Кто) медведь Дом (Чей) медвежий

В каких словах Ж? В каких словах З?

Как называется медвежий дом? (Берлога)

8. Упражнение в составлении предложения и повторении существительных, обозначающих мам и детенышей.

Измени предложение по образцу:

Зайчонок скачет. – Заяц скачет.

Жеребёнок ржёт. – Лошадь ржёт.

Медвежонок ревет. - Медведица ревёт.

Козлёнок блеет. – Коза блеет.

9. Запиши названия детёнышей животных по памяти.

10. Самостоятельное придумывание предложения с использованием слов на З, Ж с опорой на слова и картинки

- Назови детёныша, который

Прыгает, прячется, пугается. (Зайчонок прыгает, прячется, пугается.)

Ржет, скачет, лягается (Жеребёнок ржет, скачет, лягается)

Живет в заповеднике (Зубрёнок живет в заповеднике)

Блеет, бодается, пасётся на траве (Козлёнок блеет, бодается, пасётся на траве)

11. Запишите предложение, в котором два раза встречается буква З и один раз встречается буква Ж (Зубрёнок живёт в заповеднике)

.

12. Работа над семантикой слова. Сравнение лексического значения слов, отличающиеся одной буквой.

Иногда она буква меняет значение слова. Вставь подходящее по смыслу слово в предложение.

13. Психомышечная тренировка и кинестезиологические упражнения

Медвежата в берлоге

А теперь отправимся в дремучий лес. Представим, будто вы – маленькие медвежата, а я – ваша мама медведица. Медвежата по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы.

1. Покачивания.

2. Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук)

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам

3. Игра "Холодно - жарко"(на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки-греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

4. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчёлка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела.

Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке и погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

- А теперь медвежата вновь превращаются в детей и продолжают работать. Садитесь.

Вставь пропущенные слова с буквами З, Ж в предложения.

14. Работа с деформированными предложениями

На болоте квакали жабы.

В зоопарке живет жираф.

У Зои зелёный жук.

В лесу ползают ужи.

Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.

В заповеднике зубры.

15. Выделение из текста слов на заданные звуки

- Послушайте мой рассказ и назовите слова с Ж, З.

Зимой ярко блестят снежинки.

Они лежат на земле белым ковром.

Около озера медвежья берлога.

Заснули там медвежата.

Ёжики спят в норе под берёзой.

А у зайца нет жилья.

Надо помогать животным зимой.

- Почему?

- Назовите слова с буквами З, Ж.

16. Пересказ с опорой на графические схемы.

17. Кинестезиологическое упражнение на развитие межполушарных связей.

Рисование симметричных предметов двумя руками одновременно.

Итог

приложение 1

Не знали медве__ата,

Что колются е__ата,

И давай с е__атами

Играть, как с медве__атами.

Вдруг медве__ата в слё__ ы:

- Ё__ики __ано__ы!

Испугались ё__ики,

Несут щипцы и но__ики.

И давай по штучке

Вынимать колючки.

приложение 2

На болоте квакали …. .

У Зои зелёный …. в коробочке.

В лесу ползают …. .

…. живёт в норе, а у …. нет жилья.

В зоопарке живет …. .

В заповеднике …. .

Слова для справок:

жаба, зубр, жираф, жук, уж, ёжик, заяц.

приложение 3

Болото, на, лягушки, квакать.

Лес, ужи, ползать, в.

Зоопарк, жираф, Зоя, в, видеть.

Зубр, заповедник, жить, в.

Роза, уселся, на, жук.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по развитию музыкальных способностей «Домашние животные и их детеныши» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши» К дню домашних животных. Вторая младшая группа Цель. Развитие музыкальных способностей.

Конспект занятия с применением ИКТ «Домашние животные и их детеныши» .

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж]-[з]. Животные и их детеныши»
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 11:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД