Семенова Нина
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа об осени по мнемотаблицам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать признаки и действия к словам: осень, дождь, ветер, листья, птицы и согласовывать имена существительные с именами прилагательными и глаголами в роде и числе.
-учить детей составлению рассказа по опорным картинкам – зарисовкам и словам – символам.
Коррекционно-развивающие :
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе „Составление рассказа об осени по мнемотаблицам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- расширять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме осень;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
-закрепить понятие «перелетные птицы».
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к осенним изменениям в природе;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Предварительная работа. Составление предложений из слов-действий, слов-признаков и слов-предметов с логопедом.
Оборудование. Сюжетная картина «Осень», изображение значков-символов: слово-действие, слово-признак и слово-предмет на доске.
Ход занятия.
Организационный момент (дети стоят возле своих мест за столами) :
- Сядет тот, кто назовет осенние приметы.
Посмотрите, ребята, на картину. Какое время года на ней изображено? Как вы догадались? (По разноцветным листьям, улетающим птицам). А вы хотите оказаться в осеннем лесу? Выходите из-за стола. Раз, два, покружись, в лесу осеннем очутись! Идите на полянку.
Поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч, а вы придумайте слово-признак к слову ОСЕНЬ.
Воспитатель: Осень какая?
Дети: Прохладная, золотая, пасмурная и т. д.
Воспитатель: А теперь придумайте слово-действие: осень что сделала?
Дети: Пришла, наступила…
Воспитатель: Бр-р, холодно стало, ветер!
Ветер какой?
Дети: холодный, сильный…
Воспитатель: А дождь какой? Про мелкий дождь говорят МОРОСЯЩИЙ. Это новое слово, запомните его (повтор слова каждым ребенком по очереди).
Ветер что делает?
Дождь что делает?
Ребята, здесь много листьев, возьмите 2 листа.
Воспитатель: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Листья мокрые? Тяжелые? Бесцветные? Листья издают звуки, когда мы на них наступаем. Они что делают?
Дети: Шуршат.
Воспитатель: помашите листьями и послушайте, как они шуршат. Листья что делают? (Индивидуальные ответы детей, каждый говорит по - очереди)
Ребята, а птицы, которые перелетают то в теплые края, то обратно к нам, они какие? (Перелетные). Пора, ребята, в детский сад. Раз, два, покружись, в детский сад возвратись.
На этой неделе мы говорили об осени, составляли разные предложения из слов-действий, признаков и слов-предметов. А Матвей болеет, в детский сад не ходит. Его мама попросила прислать ему аудиописьмо. Ваши рассказы об осени я запишу на диктофон. Зарисовки слов-действий и слов-признаков помогут вам составить рассказы. Я предлагаю нарисовать схематичные картинки, чтобы вам было удобно рассказывать. Возьмите карандаш, нарисуйте в конце первой верхней строки солнце, наполовину закрытое тучей. Это будет слово ОСЕНЬ. В конце второй строки, справа, нарисуйте дождь. В конце третьей строки нарисуйте стрелочу-ветер, затем ниже – лист, летящих птиц, яблоко с морковью, это будут овощи и фрукты (все рисую и показываю на доске, дети рисуют на своих листах бумаги). Получилось 6 предложений. Давайте договоримся, что этот значок (слово-признак) в 5 предложении будет словом ПЕРЕЛЕТНЫЕ, так Матвей лучше запомнит. А в 6 предложении предлагаю подумать, какое слово- предмет можно сказать: КТО? (показываю на значок – символ слова-предмета, ЧТО ДЕЛАЕТ? (показываю на значок – символ слова-действия) овощи и фрукты (показываю на изображение яблока и моркови). Подумали? Начинаем запись рассказов.
Примерный рассказ.
Наступила золотая осень.
Моросит мелкий дождь.
Дует холодный ветер.
Падают разноцветные листья.
Улетают перелетные птицы.
Люди собирают овощи и фрукты.