Надежда Аверьянова
Конспект занятия «Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина» в старшей группе по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина». Цель: Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь и связную речь; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Оборудование: мольберт, картина И. И. Шишкина «На севере диком», картинки цветного спектра, магнитофон, грамзапись произведения П. И. Чайковского «Сладкая греза». Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природе художника И. И. Шишкина, чтение рассказов, сказок о зиме, заучивание стихотворения о зиме М. Ю. Лермонтова «На севере диком», чтение произведения «Сказка о лесном художнике», рисование зимнего пейзажа, наблюдение за зимними явлениями в природе и т. д. Словарная работа: «пейзаж», «голая вершина», «дремлет», «сыпучий», «утес горючий», «одета как ризой она».
Публикация «Конспект занятия „Составление описательного рассказа по репродукции картины И, И, Шишкина“ в старшей группе по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Ход занятия : Дети стоят в кругу, воспитатель беседует с детьми. - Ребята у вас есть друзья? (ответы детей). – О друзьях говорить всегда приятно. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу и скажем ласковые слова и словечки. Игра «Назови своего друга ласково» ( дети придумывают ласковые эпитеты: добренькая Катюша, красивенькая Любочка, умненький Димуля, хороший Ванюша, черненькая Сонечка и т. д.). – Я рада, что вы тепло относитесь к своим друзьям. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (друг, друзья, дружба, дружные, дружелюбный, подруга, дружить и т. д.) Дети садятся на стулья. - Бывает, что у человека нет друзей, и он остается один. Какие слова можно подобрать к слову «один»? (один - одинокий, одиночество, одиноко, одиночка и т. д.) - Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо или плохо? – Что же хорошего в одиночестве? (можно подумать о чем-то своем, помечтать, никто не мешает, не отвлекает и т. д). - А что плохого? (скучно, не с кем поговорить, не с кем играть, поделиться своими мыслями и т. д.) – Значит, быть одному с одной стороны, плохо. Одиночество- чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах. Предлагаю послушать классическую музыку П. И. Чайковского «Сладкая греза». - Какая музыка прозвучала? (спокойная, медленная, задумчивая, печальная, грустная, плавная, нежная, добрая и т. д.) - Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал музыку? (грусть печаль, тоска, одиночество и т. д). Воспитатель предлагает детям еще раз послушать музыку с записью с записью стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…», и выставляет репродукцию картины И. И. Шишкина. Стихотворение: На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет. - Ребята, нравится вам эта картина? - Что изображено на переднем плане? (сосна). - Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (тихая, мудрая, печальная, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая.) - Ч то изображено на заднем плане? (небо). - Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (хмурое, теплое, холодное, вечернее, лунное и т. д.). - Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покрывалом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-желтый. Холодно, морозно, Кажется, что даже воздух застыл. - Ребята, как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (с грустью, тоской, печалью и т, д.). - Как вы догадались об этом? (художник использовал холодные тона красок в картине). - Ребята у меня на столе лежат карточки цветового спектра, выберите тот цвет, который использовал художник. Дети подходят и выбирают карточки холодных тонов и выставляют на наборное полотно. - Молодцы ребята правильно выполнили задание. А сейчас внимание на картину. - Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжелые облака и т. д.) - А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны.) - А что за яркий свет освещает вершину, горы и часть сосны? (Лунный свет.) - Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому - нибудь? (Нет.) - А почему? - Как вы думаете, о чем думает сосна? (Ответы детей.) - Ребята рисовать картину можно не только, но и словами. Для того, чтобы рассказ получился полным, выделим основные моменты, ответов на следующие вопросы. - Что изображено на картине? (Сосна) - Где растёт сосна? (На горе) - Какой ствол у сосны? (Большой, толстый) - Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые) - Какое небо? (Хмурое, тёмное) - О чём думает сосна? – Какие чувства ты испытываешь к сосне? Примерный рассказ. На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У неё длинный ствол и пушистые ветви. На ветках - сугробы снега, как белая шуба. По тёмно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершину сосны, и от этого она становится ещё великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон. Воспитатель предлагает детям придумать свои рассказы (2-3 ответа). На этом наше занятие закончилось.