Анна Коротья
Конспект логопедического занятия по развитию речи «Овощи» у детей с умственной отсталостью
Тема: «Овощи»
Цель: расширять представления детей об овощах на основе сенсорного обследования, описания их внешних характеристик.
Задачи:
Развивающие :
развивать речь, способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию;
развивать зрительное внимание и память;
развивать мелкую и крупную моторику;
развивать согласованные движение-речь.
Обучающие:
учить описывать овощи по цвету, величине, форме; различать овощи
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи „Овощи“ у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
по внешнему виду;
упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных названий
овощей;
упражнять в образовании существительных в Родительном падеже;
упражнять в составлении предложений из 4-5 слов.
Воспитательные:
воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть
активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Материалы: корзинка, натуральные овощи, картинки с изображением овощей, «Чудесный мешочек», мягкая игрушка зайчонок.
Ход занятия:
Орг. момент:
Собрались все детки в круг,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Наши глазки, что делают? - смотрят. Наши ушки, что делают? - слушают.
Наши ноги не мешают.
Наши руки помогают.
Логопед : - Молодцы ребята, а теперь давайте присядем на стульчики.
Сюрпризный момент.
Логопед : - Ребята, когда я сегодня утром шла в детский сад, то встретила грустного
зайчонка (Показать детям зайчонка).
Логопед : - я спросила у него, почему он такой грустный, и он мне рассказал вот такую историю. Утром он забегал в гости к своей бабушке, и она дала ему с собой корзинку с гостинцами, но когда зайчонок заглянул в корзинку, то не понял, что там лежит, и из за этого очень расстроился. И я ему предложила пойти со мной в детский сад и вместе с нашими ребятами разобрать, что же лежит у него в корзинке, поможем ему?
Логопед : - Но для начала давайте поздороваемся с зайчонком (поздороваться с детьми и спросить у детей какие уши у зайца. Какие лапы и хвостик).
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : - покажем нашему зайчонку, как мы умеем играть с язычком.
«Бегемотик». Широко откроем ротик, как голодный бегемотик,
закрывать его нельзя, до 5 считаю я: 1,2,3,4,5,
закрывает рот, отдыхает бегемот.
«Тесто». Давайте покажем, как готовят тесто для блинов
Язычок-пя-пя-пя, покусаем та-та-та.
«Блинчик». А теперь испечем блинчики.
Испечем блинов немножко,
их остудим на окошке,
есть их будем со сметаной,
пригласим к обеду маму.
Овощи. Загадки.
Логопед : - А теперь давайте посмотрим, какой же гостинец положила бабушка зайчонку.
Ой я знаю про него загадку, отгадаем и узнаем, что это.
Загадка:
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Заглянуть в корзинку и достать оттуда морковку).
Логопед : - Ребята, посмотрите, что здесь лежит?
( Д: – Морковка).
Логопед : - а какая у нас морковка? По форме? По цвету?
(Д –длинная, оранжевая).
Логопед : - а давайте теперь повторим дружно- морковка длинная,
оранжевая, а теперь давайте назовем нашу морковку ласково (морковочка)
Логопед : - Ребята, а теперь следующая загадка:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(Д – капуста)
Логопед : - а какая у нас капуста?
(Д – круглая, зеленая).
Логопед : - а давайте теперь дружно скажем - капуста круглая, зеленая.
- Теперь назовем капусту ласково
(Д – капусточка, капустка)
Логопед : - Ребята, у нас здесь еще что то осталось:
Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный!»
(Д – помидор)
Логопед : - а какой у нас помидор?
(Д – круглый, красный)
Логопед : - а давайте вместе скажем- помидор круглый, красный, а как назвать помидор ласково?
(Д –помидорчик)
Логопед : - Кто играет в прятки на осенней грядке?
Весь под листиком Хитрец
Пупырчатый…
(Д – огурец)
Логопед : - а какой у нас огурец? (Д – зелёный, длинный,
а давайте вместе ласково назовём огурец – (Д – огуречик, огурчик).
Логопед : - Посмотрим, что ещё лежит в корзинке?
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ….
Д. –(Лук).
Логопед : - А какой у нас лук (Д. - круглый, коричневый)
Логопед : - А как ласково назовём лук (Д. – Лучок)
Логопед : - Ребята, слушайте следующую загадку:
Маленький и горький луку брат.
- Правильно, чеснок, давайте и его опишем (Д. – кругленький, беленький, горький,
А ласково? (Д. - чесночок)
Логопед : - А как одним словом назвать помидор, морковку, огурец, капусту, лук, чеснок? (Д – овощи).
А где растут наши овощи (Д- на грядке, в огороде).
Логопед : - Ребята, вы все большие молодцы, рассказали зайке, что за гостинец дала ему
бабушка, а теперь давайте отдохнем немного с зайкой, вставайте, я сейчас
вам буду читать стихотворение и показывать действия, и вы будете их за мной повторять.
Физкультминутка «Мы пойдем в огород».
Мы пойдем в огород (шагают на месте)
Что там только не растет (разводят руки в стороны).
Огурцы сорвем мы с грядки (срывают воображаемые огурцы).
Помидоры с кожей гладкой (показывают руками силуэт шара).
Длинная морковка (опускают вниз руки и соединяют ладони внизу).
От нас укрылась ловко (приседают и прикрывают голову руками).
Дергай, дергай из земли (встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).
Все собрали — посмотри! (приложить руку ко лбу, смотреть в даль).
Игра по определению предмета на ощупь.
Логопед : - Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Что у зайчика в мешочке?».
(Дети на ощупь находят нужный овощ в мешочке).
Давайте руками покажем, что мы будем делать с овощами.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим».
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трём, трем.
Мы капусту соооолим. сооолим.
Мы капусту мнем, мнем.
Логопед : - Молодцы, а теперь давайте сядем на стульчики и поиграем в игру, которая
называется «Чего не стало».
(на доске картинки с изображением овощей, прошу детей закрыть глаза, убираю картинку, спрашиваю- Чего не стало)
Итог занятия.
Логопед : - Ребята, а давайте еще раз вспомним, кто приходил к нам сегодня в гости?
- Что приносил зайка в корзинке?
- А где растут овощи?
- А какие еще овощи вы знаете?
Овощи не только вкусные, а еще и очень полезные.
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
Логопед : - Вы все большие молодцы, помогли зайке понять, что положила бабушка ему в
корзинку. Давайте попрощаемся с Зайчонком, он побежит в лес, и расскажет всем
своим друзьям о том, что узнал сегодня от вас. До свидания зайчонок, приходи к нам
еще.