Анна Музалёва
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч.
Коррекционно-образовательные задачи:• закрепить навык выделять звука [Ч] в слогах, словах, фразах;
• уточнить артикуляцию и характеристику звука [Ч];
• упражнять детей в умении выделять звук [Ч] в словах, определять позицию звука в слове;
• продолжать формировать звуковой анализ слов;
• познакомить детей с графическим образом буквы Ч.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности „Звук [ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.
Оборудование: игрушка Черепашка, настольные зеркала по количеству детей, предметные картинки, буква Ч, слоговые дорожки, карандаши.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о звуках:
- Какие звуки бывают в русском языке?
- Назовите гласные звуки.
- Каким цветом мы обозначаем гласный звук.
- Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук?
- Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук?
- Чем отличаются звуки от букв?
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.
Что за чудо? Что за чудо?
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это? (Черепаха)
- Какой звук слышим в начале слова?
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме.
На стол выставляется игрушка Черепашка.
3. Уточнение артикуляции звука [Ч].
- Ребята, давайте расскажем Черепахе, как правильно произносит звук [Ч].
• Губы выдвинуты вперёд и округлены.
• Кончик языка касается нёба.
• Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
• Спинка языка приподнята.
• При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.
4. Характеристика звука [Ч].
- Черепаха принесла нам зеленый кружок, как вы думаете почему?
Дети характеризуют звук [Ч]: согласный, всегда мягкий, глухой.
5. Определение звука в слове.
- По пути в гости к нам, Черепаха видела много разных предметов. Я вам их назову, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [Ч].
Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.
6. Определение места звука в слове.
- Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук [Ч] стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.
o – в начале слова: часы, чайник, черепаха, чемодан
o – в конце слова: ключ, меч, грач
o – в середине слова: девочка, бочка, очки.
-Давайте поделим все слова на слоги? Приготовьте ладошки.
7. Физкультминутка «Черепашка».
Черепашка утром рано (закрывают и открывают глаза)
Встала с мягкого дивана (встают)
Черепашка потянулась (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась (улыбаются)
И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку (руками в воздухе рисуют клетку)
И позавтракав немного (изображают, что едят)
Собралась она в дорогу (изображают, что кладут что-то в сумку)
По тропиночке пошла (шаг на месте)
Медленно и не спеша (переходят на медленный шаг)
То направо повернет (поворот направо)
То налево, то вперед (поворот налево, потом вперед)
Ох, нелегок длинный путь (вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть (присесть на корточки)
8. Знакомство с буквой Ч.
- Дети, Черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук [Ч] – это буква Ч.
Посмотрите, на что похожа эта буква?
Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
9. Упражнение «Слоговые дорожки». Закрашивание звуковых схем к слогам.
По болоту Черепашка погулять пошла немножко
С ней лягушки – веселушки, ее милые подружки.
Эй, лягушечки сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети… ЧА
- Закрасьте звуковую схему: какой первый звук в слоге? Второй? И т. д.
Прибежал задорный О, прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У, прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И, прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е, прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё, прочитали дети… ЧЁ
10. Упражнение «Придумай предложение».
- Посмотрите на картинку. Что делают девочки? Что есть на столе? Давайте придумаем одно предложение к картинке.
Девочки пьют горячий чай с печеньем.
- Давайте посчитаем сколько слов нам понадобилось, чтобы составить предложение.
11. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились на занятии? Какой это звук? На что похожа буква Ч? Что было самое сложное сегодня? Что вам понравилось на занятии?
- Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.