Молчанова Альбина
Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическому развитию речи дошкольников «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
• Расширять словарный запас детей по теме «Осень».
• Совершенствовать речевые навыки и умения.
• Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
• Формировать умение у детей подбирать слова - определения, согласовывать существительные с прилагательными.
• Развивать умения детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно - развивающие :
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическому развитию речи дошкольников „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.
• Развивать воображение.
Пособия: презентация «Осень», тонированная бумага; заготовки картинки: тучи, дождь, снег, ветер, лужа, ели, деревья; листья: дуб, клен, береза, тополь, мяч; мнемотаблица «Осень».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними:
Приветствие с элементами артикуляционной гимнастики «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показать носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» (чмокаем)
Язычком «пощелкали» (щелкаем)
Ручки вверх подняли (поднимаем руки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
Логопед : - А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся).
2. Логопед : - Встали в круг, назовем, какая бывает осень.
Дидактическая игра «Осень какая?» (с мячом)
- Если светит солнце - солнечная
- Если идет дождь - дождливая,
- Если дует ветер – ветренная,
- Если холодно – холодная,
- Если пасмурно – пасмурная,
- Если сыро – сырая,
- Если хмуро – хмурая,
- Если ясно – ясная.
- Если тепло – теплая.
3. Беседа об осени.
Логопед : - А сейчас поговорим об осени.
- Ребята, у осени есть несколько периодов. Давайте вспомним – какие? ранняя, золотая и поздняя. Для каждого периода осени есть свой определённый месяц.
- Сколько осенних месяцев? Назовите их.
- Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят в каждом осеннем периоде, посмотрите на экран.
- Осень – это красивое время года, мы с вами не раз любовались ею. А художники и поэты воспели её красоту в своих произведениях. (дети вспоминают, называют признаки осени).
Логопед : - А сейчас, предлагаю вам игру - «Назови период осени по признакам». Посмотрите на картинки.
4. Упражнение «Назови период по признакам».
-Что вы можете сказать об этом периоде осени?
-Какая погода поздней осенью? Какие деревья, трава?
Рассказ логопеда : - Становится холодно, пасмурно. Часто идут дожди, дуют холодные ветра. Могут быть туманы. Деревья и кустарники голые, трава пожухла – стала коричневая. На улице холодно, всё покрывается снегом. На реках появляется пока тонкий слой льда. Поздней осенью цветы и трава пожухли, спрятались насекомые, улетели птицы. Деревья стоят голые. Я вам предлагаю выложить свою осень.
5. Упражнение «Выложи картинку».
Логопед : - Мы вспомнили, какая бывает осень, вспомнили периоды осени. Рассмотрели картинки, я предлагаю вам выложить свою картинку.
- Возьмите листы переверните их, положите перед собой, на подносах лежат заготовки, пожалуйста, выложите картинки.
- Молодцы, справились с заданием. Что у вас получилось? Савелий, что у тебя получилось? А у Ирины? ….
6. Физкультминутка «Ветер осенний».
Ветер осенний щеки надул (надувают щеки)
И на деревья сильно подул. (делают сильный выдох)
Ветки качнулись и затрещали. (качают поднятыми вверх руками)
Листья давно все на землю упали. (приседают на корточки)
Медведи в берлогах скоро уснут. (кладут руки под щеки)
Снежинки, кружась, легко упадут. (поднимаются, кружатся и приседают)
7. Упражнение «Погуляем по аллеям».
Логопед : - Ребята, осень, волшебная пора, вся природа меняется. Люди выходят на прогулки в парки, я вам тоже предлагаю погулять в парке по аллеям, а по каким, вы сейчас сами скажите (показываю картинки деревьев, дети называют аллеи – клен – кленовая, тополь – тополиная, береза – березовая, рябина – рябиновая, осина – осиновая,).
8. Упражнение «Расскажи по схеме»
Логопед : - У меня есть одна схема, которая поможет вам составить рассказ об осени (рассказ детей). Посмотрите на нее.
9. Упражнение «Назови ласково».
Логопед : - Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы должны эти слова назвать ласково, приласкать их:
лист – листочек
ветка – веточка
капля – капелька
ветер – ветерок
берёза – берёзонька
туча – тучка
дождь – дождик
лужа – лужица
цветок – цветочек
ветка – веточка
лес – лесочек
трава – травка
гриб – грибок, грибочек.
10. Итог.
Логопед : - Молодцы, вы хорошо занимались. Можете идти играть.
Литература
1. Логопедические игры и задания. Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – С – Пб. : Каро, 2004.
2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. – С - Пб. : Детство-Пресс, 2006.
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2005.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1976.
5. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2009.