Марина Сорокина
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Арктики и Антарктики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи.
Тема: Животный мир Арктики, Антарктики.
Цель: закреплять знания детей по данной теме, расширять их кругозор. Обогащать словарный запас существительными, глаголами, прилагательными.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи „Животные Арктики и Антарктики“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Развивать грамматический строй речи : словоизменение: продолжать учить согласовывать существительные с количественными числительными, с прилагательными в роде, числе и падеже.
Словообразование: упражнять в образовании названий животных женского рода и их детёнышей, в образовании притяжательных прилагательных.
Синтаксис: учить составлять простые предложения по предметным картинкам и распространять их однородными прилагательными.
Звуковая культура: закреплять умение делить слова на слоги.
Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику, мимику лица.
Воспитывать желание помогать тем, кому эта помощь необходима.
Оборудование: мягкая игрушка обезьяна, предметные картинки, цифры от 1 до 5, «снежки» - 8шт.
ХОД
I. Оргмомент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами хорошо занимаемся. Давайте поприветствуем их. Садимся на свои места. К нам сегодня пришёл ещё один гость. Догадайтесь, кто это?
То на пальму заберется,
Хвать кокос и вниз несётся
Жить не может без банана
Вот такая…
Да, это обезьяна. Давайте поприветствуем её. Обратите внимание, какое у неё настроение? И знаете почему? Она живёт в тёплых странах и никогда, ничего не слышала про животных и птиц Арктики и Антарктики. Давайте поможем ей узнать про жителей холодных мест. Итак, сегодня мы на занятии будем говорить о животном мире Арктики и Антарктики и познакомим с ним нашу гостью. Сначала припомните всех животных, которые вы знаете. Кто живет в северных странах, в южных? (Дети называют животных)
Посадил её за стол, чтобы ей было лучше видно, а мы начинаем. А кто будет самый внимательный, самый активный, тот в конце занятия получит вот такой симпатичный снежок.
II. Основная часть
1. Ну что ж, представим нашей гостье некоторых жителей холодных мест и для этого отгадаем загадки:
а) В холодной плавает воде
отличный рыболов,
На льдине отдыхает,
Свершив большой улов.
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил до поздна… (тюлень) Описание животного.
Б) Следующая загадка:
В развалку ходит не спеша
Великий рыболов.
В воде летает, как стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит среди льдин,
Одежда – фрак, зовут… (пингвин) Описание животного.
В) Ещё загадка:
Живёт он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет… (белый медведь) Описание животного.
Г) И ещё одно животное к нам пришло в гости
Снег глубокий разгребает,
Ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный, северный… (олень) Описание животного.
2. Вот мы и представили обезьянке некоторых животных Арктики и Антарктики. А вы знаете, что она совершенно не умеет считать. Давайте покажем ей, что это очень просто. Мы поиграем в игру «1–2–3-4 -5»
И поучим Мокки тебя. Я буду показывать цифру и животное, а вы будете дружно проговаривать (один тюлень; 2 тюленя 3 тюленя, 4 тюленя, 5 тюленей).
(один олень; 2 оленя 3 оленя, 4 оленя, 5 оленей).
(один белый медведь; 2 белых медведя 3 белых медведя, 4 белых медведя, 5 белых медведей).
- Молодцы! Как дружно и правильно вы считали. Мокки, наверное, уже немного запомнила цифры и всех наших животных.
3. Ребята, скажите, а какая погода в Арктике и Антарктике круглый год? Конечно очень холодно и ветренно. Много снега, льда и вечная мерзлота кругом. И, несмотря на это, у наших зверей появляются на свет детёныши. Давайте поиграем в игру «Мама-детёныш». Вы будете по парам выходить к доске. Каждому за спину я дам мячик. Если он большой, вы называете маму, а если маленький, то детёныш.
«Мячик крепче ты сжимай –
Игру начинай»
( картинки: северные олени, тюлени, зайцы, белый медведь)
4. Физкультминутка
Молодцы, вы все справились с заданием, ну а теперь пришло время нам размяться и я приглашаю вас на заснеженную поляну поиграть с животными, которые заскучали без гостей. И нашу обезьянку возьмём с собой. Поиграем в игру «Мы по Арктике, Антарктике гуляем».
Встанем в круг и идем по кругу «1-2-3 – игру начни»
- Мы по Арктике гуляем,
Птиц, зверей мы там встречаем.
Ты на зверя посмотри –
«Морж» - по одному становись
«Пингвин» - по двое становись
«Овцебык» - и по трое становись
«Куропатка» - по четыре становись.
Как прекрасно мы повеселили животных, теперь им не будет скучно.
5. Развитие мимики лица.
Давайте улыбнёмся нашим животным. Подморгнём правым глазом, левым глазом, погрустим, потому что мы их покинем скоро, снова улыбнёмся. Скажем: «До свидания! До скорой встречи!» и садимся на свои места.
6. Ребята, обратите внимание, а какое теперь настроение у нашей Мокки? Почему? Потому что она уже немного узнала названия диких животных Арктики. А сейчас припомним стихотворение про белого медведя, а заодно разомнё м наши пальчики:
(Пальцы по очереди, начиная с мизинца, соприкасаются с большим пальцем).
На Севере белый Мишутка живёт.
Но только как бурый он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить. (Дети повторяют упражнение несколько раз)
7. А теперь, подойдите, пожалуйста, к этому столу. К нам за помощью обратились ещё животные, с ними произошла какая-то неприятность. Что с ними случилось? Правильно, они так играли, так развились, что потеряли свои хвосты. Давайте поможем им вернуть свои хвосты на места. Подойдите первая пара детей. Выберите себе животное и хвост. Кто у тебя? (кит). Чей хвост нужен киту? – Киту нужен китовый хвост.
(кит, песец, полярный волк, сова) (Песцу нужен песцовый хвост. Полярному волку нужен волчий хвост. Сове нужен совиный хвост)
- Садитесь на свои места. Прикрепите этим шалунишкам их хвосты. Вы, ребята, молодцы. Вы справились с заданием.
8. Давайте теперь порадуем наших гостей, мы покажем им, что очень много про них знаем.
Выходите к доске первая пара. (Дети выходят к доске) Подберите слова – признаки к слову «кит» (большой, синий, толстый).
Составьте предложение со словом «кит». Немного невыразительное оно получилось. Скажем со словами признаками, какое оно станет? Большой синий толстый кит живет в океане.
- Молодец, вы все справились с заданием.
III Заключительная часть
- Скажите, про кого мы говорили на нашем занятии? Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей) А что было трудно. (Ответы детей) А теперь посмотрите, какое настроение у нашей Мокки? Что это означает? Давайте ещё раз назовём жителей Арктики и Антарктики. (Дети называю всех животных и птиц холодных стран, которые слышали на уроке.) Награждение.