Татьяна Виноградова
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Виноградова Татьяна Сергеевна
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 1 компенсирующего вида,
Россия, Санкт-Петербург
Конспект логопедического занятия по развитию речи с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий
с детьми подготовительной группы с диагнозом ТНР
на тему «Осень к нам пришла»
Цель: Обогатить и активизировать речь детей.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
1. Познавательные:
• Закрепить знания детей о характерных признаках осени.
• Совершенствовать связную речь, творческое воображение;
• Формирования навыка работы по алгоритму.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
• Расширение и активизация словаря глаголов
• Расширение и активизация словаря прилагательных
• Развитие речевого слуха и внимания.
• Развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательная: Воспитывать культуру общения, умение выслушать сверстника.
4. Индивидуальная работа: побуждать к активное речевой деятельности малоактивных детей
Оборудование:
Картинки "золотая осень в лесу", «осень в грибном лесу», «осенний дождь», серия иллюстраций "Дары осени", иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, осенние листочки из тонкой бумаги на подносе, каштаны для массажа.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы.
Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из
собранных листьев, рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме осень.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Организационный момент
(Создание эмоционального положительного фона занятия.
Объявление темы.)
Логопед приглашает детей пройти в кабинет и встать в круг
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М.)
Логопед: а теперь я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Дети садятся на стульчики перед доской с картинками.
Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.
1. Игра «Закончи предложение об Осени»
Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.
• На смену лету пришла. (золотая осень).
•Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч).
•Деревья надели. (разноцветный наряд).
•. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
•Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам).
• Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края).
• Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).
Вопросы:
• После какого времени года наступает осень?
• Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)
• Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)
• Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)
- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!
3.Упражнения для язычка:
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка», отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.
По дороге в лес увидел «Ручеек»-холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком:«А какая вода в твоем ручейке?»)
Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу.
Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это сыроежка.» и т. д. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.
пр. «Моторчик»--во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
4. Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)
Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).
5. Сказка: Николай Сладков "Осень на пороге" (Развитие речевого слуха и внимания)
Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге» о том, как животные в лесу готовятся к наступлению холодов.
Николай Сладков "Осень на пороге"
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы.
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Ребята, вам понравился рассказ?
Беседа по содержанию рассказа
- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?
- Что сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое второе дело сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое третье дело сделает осень?
- Что ответили звери и птицы?
Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)
Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)
Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)
Какие птицы улетают на юг? (перелетные)
А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)
6. Игра с мячом «Что делает?»
(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)
Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?
- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»
- Дождь. (Льет, мочит, моросит)
- Ветер. (Дует, срывает, воет)
- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)
- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)
- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)
- Деревья. (Качаются, желтеют)
- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)
- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).
7. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
8. Повторное чтение рассказа. (Развитие речевого слуха и внимания)
Логопед: А сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы помогите мне. Дети договаривают начатые педагогом фразы.
9. Пересказ с наглядной опорой в виде графической схемы и иллюстрации к рассказу.
Развитие связной речи. Формирования навыка работы по алгоритму.
Молодцы, ребята, как внимательно вы слушали рассказ!
10 Упражнение «Каштаны» (Развитие тонкой моторики и ловкости.
Расширение и активизация словаря прилагательных.)
Логопед предлагает взять детям по одному плоду каштана.
- Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко,
катайте их вокруг, старайтесь не уронить.
Каштаны в ладошке я крепко держу,
Каштаны в ладошке кручу и кружу.
Я ловко катаю каштаны в ладошке,
Они убегают, как мышки от кошки.
Н. Нищева.
Дети складывают каштаны обратно в корзинку.
- Вы были очень ловкими и не уронили ни одного каштана. (Гладкие)
- А какие они на ощупь? Какие еще плоды мы собирали на прогулке? (Ягоды
рябины, шишки.)
- Вспомните и расскажите, какие они? (Шишки большие, маленькие,
шершавые, коричневые…; ягоды рябины: оранжевые, красные, маленькие,
мягкие)
11. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Кто напомнит как называется рассказ?
-А кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.
Список литературы:
1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
2. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск : Цицеро, 2015.
3. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.
4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. –М. : ТЦ Сфера, 2017.