Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла»

Татьяна Виноградова
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы

Виноградова Татьяна Сергеевна

учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 1 компенсирующего вида,

Россия, Санкт-Петербург

Конспект логопедического занятия по развитию речи с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий

с детьми подготовительной группы с диагнозом ТНР

на тему «Осень к нам пришла»

Цель: Обогатить и активизировать речь детей.

Темочки:

Задачи:

1. Познавательные:

• Закрепить знания детей о характерных признаках осени.

• Совершенствовать связную речь, творческое воображение;

• Формирования навыка работы по алгоритму.

2. Коррекционно-развивающие:

• Развивать связную речь и формировать словарь по теме.

• Расширение и активизация словаря глаголов

• Расширение и активизация словаря прилагательных

• Развитие речевого слуха и внимания.

• Развивать общую и мелкую моторику.

3. Воспитательная: Воспитывать культуру общения, умение выслушать сверстника.

4. Индивидуальная работа: побуждать к активное речевой деятельности малоактивных детей

Оборудование:

Картинки "золотая осень в лесу", «осень в грибном лесу», «осенний дождь», серия иллюстраций "Дары осени", иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, осенние листочки из тонкой бумаги на подносе, каштаны для массажа.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы.

Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из

собранных листьев, рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме осень.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Организационный момент

(Создание эмоционального положительного фона занятия.

Объявление темы.)

Логопед приглашает детей пройти в кабинет и встать в круг

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М.)

Логопед: а теперь я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Дети садятся на стульчики перед доской с картинками.

Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.

1. Игра «Закончи предложение об Осени»

Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.

• На смену лету пришла. (золотая осень).

•Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч).

•Деревья надели. (разноцветный наряд).

•. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

•Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам).

• Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края).

• Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).

Вопросы:

• После какого времени года наступает осень?

• Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)

• Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)

• Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)

- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка», отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.

По дороге в лес увидел «Ручеек»-холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком:«А какая вода в твоем ручейке?»)

Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу.

Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это сыроежка.» и т. д. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.

пр. «Моторчик»--во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

4. Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)

Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

5. Сказка: Николай Сладков "Осень на пороге" (Развитие речевого слуха и внимания)

Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге» о том, как животные в лесу готовятся к наступлению холодов.

Николай Сладков "Осень на пороге"

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы.

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Ребята, вам понравился рассказ?

Беседа по содержанию рассказа

- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?

- Что сделает осень?

- Что ответили звери?

- Что ответили птицы?

- Какое второе дело сделает осень?

- Что ответили звери?

- Что ответили птицы?

- Какое третье дело сделает осень?

- Что ответили звери и птицы?

Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)

Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)

Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)

Какие птицы улетают на юг? (перелетные)

А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)

6. Игра с мячом «Что делает?»

(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)

Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?

- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

- Дождь. (Льет, мочит, моросит)

- Ветер. (Дует, срывает, воет)

- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)

- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)

- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)

- Деревья. (Качаются, желтеют)

- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)

- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).

7. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

8. Повторное чтение рассказа. (Развитие речевого слуха и внимания)

Логопед: А сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы помогите мне. Дети договаривают начатые педагогом фразы.

9. Пересказ с наглядной опорой в виде графической схемы и иллюстрации к рассказу.

Развитие связной речи. Формирования навыка работы по алгоритму.

Молодцы, ребята, как внимательно вы слушали рассказ!

10 Упражнение «Каштаны» (Развитие тонкой моторики и ловкости.

Расширение и активизация словаря прилагательных.)

Логопед предлагает взять детям по одному плоду каштана.

- Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко,

катайте их вокруг, старайтесь не уронить.

Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Н. Нищева.

Дети складывают каштаны обратно в корзинку.

- Вы были очень ловкими и не уронили ни одного каштана. (Гладкие)

- А какие они на ощупь? Какие еще плоды мы собирали на прогулке? (Ягоды

рябины, шишки.)

- Вспомните и расскажите, какие они? (Шишки большие, маленькие,

шершавые, коричневые…; ягоды рябины: оранжевые, красные, маленькие,

мягкие)

11. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?

-Чем мы занимались?

-Кто напомнит как называется рассказ?

-А кто написал этот рассказ?

-Чему вы сегодня научились?

-Что запомнили?

Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.

Список литературы:

1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

2. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск : Цицеро, 2015.

3. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.

4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. –М. : ТЦ Сфера, 2017.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи «Письмо из леса» Цель: совершенствовать лексико-грамматические категории. Задачи: коррекционно – обучающие: - закреплять умение правильно употреблять притяжательные.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение» Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе Тема «Ударение» Цель: Познакомить с.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» Цель: Развитие фонематического восприятия через активизацию познавательно-речевой деятельности. Задачи: 1. Закрепить умение четко произносить.

Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе 5–7 лет «В гости осень к нам пришла» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Упражнять детей в умении интонационно выразительно.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Осень в гости к нам пришла» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Осень в гости к нам пришла» Воспитатель МДОАУ детского сада №3 города Зеи Иотко А. В. Тема.

Конспект организации и проведения занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимушка-зима» Тема занятия: «Зимушка - зима» Цель: обобщить представления детей о зиме как о времени года, ее признаках; о зверях и птицах; обучение связной.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Весна» .

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в цирк» Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в цирк» Цель занятия: Уточнить знания об основных.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе «История автомобиля» Тема занятия: транспорт. Цели: расширить знания детей о транспорте. Задачи. Коррекционно-образовательные: закрепить и обобщить знания детей.

Конспект занятия по развитию речи с детьми второй группы раннего возраста «До свидания, лето, здравствуй, осень золотая» Задачи. Расширять представления детей об окружающем мире, закрепить знания о лете и расширить об осенних изменениях в природе. Устанавливать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла»
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 22:08
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Виноградова (УИ 1040992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД