Ольга Захарова
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Посуда» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационный момент.
Логопед : Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это сказки К. И. Чуковского, только она закрыта ( на экране закрытая книга Цели:
Коррекционно-образовательные:
Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда».
Коррекционно-развивающие :
Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, числительными,
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи „Посуда“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
образовывать прилагательные от существительных в родительном падеже, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, речевого дыхания, мелкой моторики, координации речи с движением
Коррекционно-воспитательные:
Формирование положительного участия в занятии, сотрудничества в игре,
умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.
Оборудование: проектор, картинки с изображением посуды, предметы посуды, мяч, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним полосок из бумаги, конверты с разрезными картинками на каждого ребенка.
Ход занятия
). Я вас приглашаю в путешествие по сказке, но, чтобы туда попасть, надо открыть замочек.
Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать (пальцы соединили)
Двери в сказку открывать (пальцы разъединили)
Хоть замочек очень крепкий (соединили пальцы в замок)
Металлический и цепкий (повороты вправо-влево)
Мы его сперва покрутим (от себя, на себя)
Покачаем раз, два, три (по качаем руки)
Дверь замочек отопри (руки разъединили).
2. Оъявление темы
Логопед : Вот книга и раскрылась (на экране раскрытая книга). Перед вами сказка, а какая вы сейчас должны догадаться.
Логопед : (читает стихотворение)
На опушке возле леса я живу совсем одна.
Раньше в доме был порядок и уют и чистота.
Годы шли, я постарела лень меня вдруг одолела.
И решила вся посуда тут же от меня сбежать.
Потому что надоело ей всегда в пыли стоять.
Но потом всё изменилось, и посуда воротилась,
Воротилась, но не вся.
Очень вас прошу, ребята всю посуду отыскать.
Логопед : Ребята, кто это?
Дети: Бабушка Федора.
Логопед : Из какой сказки?
Дети: «Федорино горе».
Логопед : Чтоб узнать какую нужно посуду искать, отгадайте загадки, если правильно отгадаете – посуда появиться на экране.
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела, пейте чай, вода вскипела (чайник)
2. Если я пуста бываю, про себя не забываю, но когда несу еду, мимо рта я не пройду (ложка)
3. Эти близняшки, в стенке стоят на нас с тобою с полки глядят.
Когда приходят гости в дом мы ставим их на стол с тобой (чайные чашки)
4. Суп, компот и кашу варит мама наша для меня и Юли в новенькой. (кастрюле)
5. На полке великан стоит, боками медными блестит.
Кран на нём ты повернёшь и воду нальёшь (самовар)
6. Младшая сестра граблей, четыре зуба есть у неё.
Но на кухне жизнь её, и дело знает лишь своё! (вилка)
7. Если хорошо заточен, все легко он режет очень. Хлеб, картошку, мясо, Рыбу, яблоки и масло. (нож)
Логопед : Молодцы, правильно отгадали загадки, теперь мы знаем какую посуду искать.
Логопед : Ребята Федора не знает из чего сделана посуда, давайте ей поможем. Игра «Из чего сделана посуда?».
Ложка из дерева – деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая…
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Стакан из стекла – стеклянный
Масленка из пластмассы –
Сковорода из чугуна –
Миска из глины –
Нож из стали –
Логопед : Здорово, теперь Федора знает, что из чего сделано.
Логопед : Игра, в которую мы будем играть, называется "Четвертый лишний?" Что вы видите? Перечислите картинки. (на экране представлены картинки) Объясните, что лишнее и почему?
- Тарелка, кастрюля, сковорода, стакан.
-Чашка, заварной чайник, сахарница, вилка.
-Ложка, вилка, нож, кастрюля.
-Супница, салатница, конфетница, тарелка.
Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовые приборы)
Физкультминутка
Вот большой железный чайник, ( Надули животик: одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются. (Хлопают и приседают)
Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке. (Потянуть руки вверх, сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос, (Легли на ковер, потянулись)
Он посуду нам принес.
Логопед : Ребята бабушка Федора не знает, как можно ласково называть посуду. Давайте ей поможем.
Игра «Назови ласково» (с мячом)
Логопед : Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)
Чашка- ( Дети: чашечка)
Тарелка- ( Дети: тарелочка)
Ложка- ( Дети: ложечка)
Вилка- ( Дети: вилочка)
Кувшин- ( Дети: кувшинчик)
Миска- ( Дети: мисочка)
Логопед : Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.
Логопед : Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать. Научим Федору? ( Дети: да, научим.) Показ картинок на экране. (Дети считают предметы посуды от одного до пяти)
Кастрюля- ( Дети: одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль);
Стакан- ( Дети: один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов);
Ложка- ( Дети: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек);
Вилка- ( Дети: Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок).
Логопед : Умницы, вы и с этим заданием справились, пора и чай попить.
Дети встают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним полоски бумаги.
- Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так. Упражнение "Подуем на чай». Упражнение повторяется 2-3 раза
Логопед : Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Для каждого продукта есть своя посуда (своё вместилище). Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется. А в этом нам поможет игра «Положите продукт в соответствующую посуду».
Хлеб положу в (хлебницу)
Перец насыплю в (перечницу)
Конфеты положу в (конфетницу)
Сахар положу в (сахарницу)
Селедку положу в (селедочницу)
Суп налью в (супницу).
Логопед : Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот». (на экране появляются картинки)
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Ножик старый – ножик новый.
Стакан полный– стакан пустой.
Логопед : Посмотрите, какая красивая посуда нарисована на картинках. В конвертах такая же посуда, но «разбитая». Помогите «склеить» ее. Сложите части картинки правильно.
3. Итог занятия :
Логопед : Вот мы в сказке побывали,
Поучились, поиграли, и Федоре помогали,
их заданья выполняли.
«До свиданья!» дружно скажем
и рукою всем помашем.
Литература
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика – Москва : Сфера, 2009.
2. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи – Москва : СПб. Детство-Пресс.
3. Зайцева Л. И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников. Практическо-методическое пособие – Москва: СПб Детство-Пресс, 2013
4. Мухина А. Я. Рече двигательная ритмика – Москва: Астрель, 2009