Анна Рябчук
Конспект логопедического занятия по лексической «Зима» для детей подготовительной группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по лексической теме : «Зима» для детей подготовительной группы с ОНР.
Цель: Развитие связной речи, всех видов восприятия, мышления, творческого воображения.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической „Зима“ для детей подготовительной группы с ОНР» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматической стороны речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Воспитательные задачи:
Воспитание нравственно эстетических чувств в общении с природой, развитие инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Методы: словесный, наглядный. практический
Приемы: эмоциональная заинтересованность, индивидуальный подход, словесное поощрение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Предварительная работа. Прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Изготовление кормушек.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, дыхательная гимнастика.
Оборудование.
Интерактивная доска, проектор, компьютер, мышь. клавиатура, колонки, презентация, клеёнки, емкости для проведения эксперимента (2 миски) сода, пена для бритья, перчатки одноразовые.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Логопед приглашает детей в кабинет)
Логопед : Доброе утро ребята! Как ваше настроение? Как ваше самочувствие? (ответы детей)
Логопед : пока мы с вами разговаривали нам прислали ребус! Давайте попробуем его отгадать! (Слайд 2). (Ответы детей : Зуб, кИт, МАк = ЗИМА)
Логопед : Ребята, вы догадались какая тема сегодняшнего занятия? (Ответы детей : зима).
Правильно, но перед тем, как мы с вами начнем разговаривать о зиме, нам необходимо составить звуковую схему слова. Давайте посмотрим на доску (Слайд 3).
Ответы детей : («З» - согл. мягк., обозначается зеленым цветом, «И» - гласный, обозначается красным светом, «М» - согл. тверд., обозначается синим цветом, «А» - гласный, обозначается красным светом)
Логопед : Давайте проверим…Молодцы справились с заданием.
Логопед : сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. Ребята, а кто знает, как долго длится зима? (Ответы детей)
Логопед : Давайте с вами повторим зимние месяцы. (Слайд 4) (ответы детей : декабрь, январь и февраль).
Логопед : Ребята расскажите какая бывает зима? (снежная, холодная и т. п.) Рассмотрите зимние картины (слайд №5) Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?»
Логопед- Что лежит на земле и деревьях?
Дети: (На земле и деревьях лежит пушистый снег.)
Логопед : Какие деревья зимой?
Дети:(Деревья стоят голые, темные и кажутся замершими.)
Логопед : Какое небо?
Дети: (Небо высокое и ясное.)
Логопед : Какой воздух?
Дети: (Воздух морозный и чистый.)
Логопед : А знаете ли вы какая бывает зима в нашем городе? (Слайд№6) Узнали эти места?
(Ответы детей)
Логопед :(Правильно, это центральный парк, наш Ж/д вокзал и здание администрации). Как только мы стали разговаривать о зиме стало очень холодно и зябко.
Логопед : знаете ли вы как нужно одеваться зимой? Какая нужна одежда? ( дети: зимняя) (Слайд №7) Посмотрите на доску, давайте подумаем, что нам из этой одежды пригодится, а что лишнее?
(Ответы детей : сапоги, перчатки, резиновые перчатки, теплые штаны, шапка, шарф, куртка – вот то, что нужно нам зимой, лишнее – панама, босоножки, платье, майка, шорты, ветровка).
Логопед : хорошо ребята, давайте проверим! Теперь мы с вами оделись, предлагаю выйти на улицу и сделать зарядку со снеговиком (Слайд 8). (Физминутка.)
Логопед : ой, ребята послушайте что это за звук? (Слайд9) Мы оказались в зимнем лесу, посмотрите, как здесь красиво. А что это у нас на снегу? (ответы детей : следы людей и животных).
Логопед : Какие животные могли оставить свои следы в лесу? (ответы детей : дикие животные).
(Слайд 10)
Логопед : Давайте посмотрим какие дикие животные живут в лесу? (ответы детей : животных невидно, да ребята…была сильная метель и их замело, но мы попытаемся с вами угадать кто же спрятан под снегом? (ответы детей : белка, волк, еж, медведь, заяц, лиса).
Логопед : чтобы освободить животных из-под снега надо подуть сильно-сильно на ладошки. (Дыхательная гимнастика).
Логопед : посмотрите животные теперь не под снегом. А все ли дикие животные зимой бодрствуют? (ответы детей : многие животные ложатся в спячку (еж и медведь).
Логопед : да, а остальные животных ходят по лесу в поисках пищи. А чьи это следы остались после вечерней прогулки? (Слайд 11). (ответы детей : волчьи, лисьи, заячьи).
Логопед : Давайте проверим. Да ребята вы правильно подобрали животным их следы, но одни остались… А это чьи следы? (ответы детей : птичьи).
Логопед : Птичьи следы привели нас к кормушке (Слайд 12, послушайте как прекрасно поют птицы зимой. (ответы детей : красиво, мелодично)
Логопед : пока мы слушали пение кто-то к нам прилетел! (ответы детей : синица, снегирь, воробей).
Логопед : Ребята какие это птицы? (ответы детей : зимующие).
Для чего же необходимо кормить птиц зимой? (ответы детей : птицы не могут добыть себе еду сами так как нет насекомых.)
Логопед : на прошлом занятии мы делали с вами кормушки из пластиковых бутылок, насыпали туда крупу и развешивали на территории нашего сада. Давайте посмотрим какие еще бываю кормушки, из каких материалов сделаны? (Слайд 13) (ответы детей : деревянные, пластиковые)
Логопед : Наши птицы просили рассказать вам о том, как появляется снег! Откуда же берется снег? (ответы детей : он падает из тучи.)
(Слайд 14)
Логопед : Ребята предлагаю отправиться в лабораторию «Снеговичок» и узнать подробно о происхождении снежинок. (Слайд 15)
Логопед : Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек.
И предлагаю посмотреть видео о рождении снежинки (Слайд 16).
Логопед : Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей : шесть лучей)
Логопед : Совершенно, верно, у всех снежинок шесть лучиков, но одинаковых не бывает. А вы хотите научиться делать снег? (Ответы детей : да очень)
Логопед : тогда предлагаю пройти за наши столы, на которых стоят все необходимые предметы и ингредиенты и будем с вами как волшебница зима делать снег.
Экспериментальная часть. (дети делают снег путем смешивания соды и пены для бритья).
Логопед : вот и у нас получился снег! Какой он ребята? (ответы-детей : такой белый, пушистый, легкий, холодный) (Слайд 17)
Логопед : чтобы наш снег не растаял предлагаю вынести его на улицу, но для этого нам необходимо закончить занятие.
Рефлексия :
Логопед : Скажите вам понравилось сегодня заниматься? (Ответы детей)
Логопед : Какое задание больше всего понравилось? (Ответы детей)
Логопед : что больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Логопед : спасибо и вам ребята за то, что вы такие активные, дружные и всегда хотите узнать что-то новое, а я постараюсь наши следующие занятия сделать не менее увлекательными.
Список литературы:
1. Л. А. Каменева «Как знакомить дошкольников с природой», М., 1983
2. Детская энциклопедия: Я познаю мир. / Под ред. Хинн О. М. :АСТ, 1996.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. 2013
4. Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Зима, зимние забавы. — СПб. : Паритет, 2005. (Серия «Грамматика в играх и картинках») .
5.«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
6. Коноваленко С. В. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия по лексико-сематической теме «Зима» для детей с ОНР изд ГНОМ и Д 2005.
7. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет блочно-тематическое планирование / авт сос Э. Ф. Курмаева. - Волгоград: Учитель 2012