Локтионова Ольга
Конспект логопедического занятия «Осень» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Осень»
Актуальность
Закрепление навыков произношения поставленного логопедом звука С, требует от ребёнка ежедневных многократных повторений его в словах и фразах. Но однообразные логопедические упражнения делают процесс коррекции дефектов произношения скучным и поэтому малопродуктивным. Для того чтобы естественная для дошкольников игровая мотивация дала толчок к формированию мотивации коррекционной, детям нужны интересные эмоционально насыщенные игры с духом соревнования, с радостью побед и горечью поражений. Данный материал превращает однообразную, монотонную, рутинную работу по закреплению произношения звука в увлекательное, интересное путешествие для ребёнка, а логопеду даёт возможность «играючи» осуществлять методичный логопедический тренинг. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, а значит, способствует более быстрой автоматизации звука С в спонтанной речи. А также закрепить в игре такие понятия,как «ранняя осень»,» золотая осень», «поздняя осень», признаки осени.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Осень“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Цель данного логопедического занятия : автоматизация звука С в начале, середине, в конце слова, в словах со стечением согласных.
Задачи:
закрепление правильного произношения звука С в словах в разных позициях, во фразах; закрепление понятия «слово- признак» (прилагательных); образование прилагательных от существительных; упражнять в образовании существительных с суффиксом ИЩ.
обогащение предметного словаря;
развитие мелкой моторики рук;
развитие правильной воздушной струи и речевого дыхания;
развитие памяти, внимания, мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Планируемый результат: автоматизация и введение в речь звука С; выполнение заданий, закрепление результатов детей.
Возрастная аудитория: дети 4-6 лет, имеющие недостатки произношения звука С.
Логопед : Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на паровозике:
(самомассаж паровозик)
Паровозик чух – чух - чух (показывают гудок паровоза)
Я иду – иду –иду (идут топают ножками)
А вагоны стучат так – так - так (идут стучат по спинке кулачками)
Логопед : - А к кому мы приехали сейчас мне подскажите:
Загадывает загадку
- Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я -….
Ответы детей : Осень!
Логопед : - Конечно, Осень! Ребята, Осень какая бывает?
Ответы детей : Осень бывает ранняя и поздняя.
Логопед : Давайте изобразим раннюю осень. У ранней осени легкая подступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. (Р. Шуман «Веселый крестьянин». Подскажите, какое у вас настроение в яркий солнечный осенний денек.
А теперь давайте изобразим, позднюю осень. Поздняя осень грустная, печальная. (Н. Сидельников «Осеннее настроение»).
Покажите, какое у вас настроение в дождливый, хмурый осенний день.
Осень бывает красивая; золотая; разноцветная и т. д.
Логопед : У нас Осень - добрая, щедрая, радостная! Как называются слова, когда мы спрашиваем какая?
Ответы детей : Это слова – признаки!
Логопед : Как мы обозначаем эти слова?
Ответы детей : Волнистой линией, как ручеек.
Логопед показывает схему слова – признака
Логопед : А теперь мы снова садимся в поезди отправляемся в гости к красавице – Осени.
(самомассаж поезд)
- Вот мы с вами и приехали, давайте посмотрим что вокруг нас:
(сосульки, листочки, солнышко, подснежник)
Логопед : - Назовите слова со звуком (с)
(дети называют слова со звуком (с)
(На столе стоят сенсорные коробки (осень, зима, весна, лето)
Логопед : - Разложите картинки в свои домики.
(дети называют картинку, к какому времени относится картинка, и кладут в соответствующую сенсорную коробку)
Логопед : - Молодцы, ребята! Посмотрите, мы пришли к домику:
- А кто же там живет?
Ответы детей :(Полным ответом) – Там живет Осень!
(выходит воспитатель в костюме осени)
Осень : Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть?
- Вы меня долго ждали?
Ответы детей : Да.
Осень : Посмотрите, сколько всего у меня есть!
корзинка с листочками и грибочками на которые наклеены аппликатор Кузнецова, Осень раздает их детям.
(дети выполняют вместе с Осенью движения)
Дождь собрался за грибами (стучат пальчиками по колючкам)
Долго по лесу ходил (ходят пальчиками по колючкам)
Шарил в роще, под дубами (гладят ладошки)
Ничего не находил (разводят ручками- крутят головкой)
Грустный вышел он из леса (трут глазки кулачками)
Здесь грибов похоже нет (разводят руками)
А они повсюду лезут (ходят пальчиками по колючкам)
И ему хохочут в след! (хлопают в ладоши)
Осень : - Вот какие грибочки. А какие грибы знаете Вы?
Ответы детей : съедобные, не съедобные.
Осень : Какие листочки?
Ответы детей : от дуба – дубовый, ….
Осень : какие слова мы с вами называли?
Ответы детей : слова – признаки.
Логопед : Да, ребята мы признавались листочкам, что они дубовые, кленовые, а грибочкам что они съедобные// не съедобные.
Осень : Ребята, ой – ой налетел сильный ветер.
Проводится дыхательная гимнастика с зонтиком. (Дуют на листочки)
Осень : Носом вдох и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом –
Мы подуем высоко (поднимают руки вверх, встают на носки, дуют)
Мы подуем далеко (держат руки перед собой, наклоняются вперед, дуют)
Мы подуем близко (дети подносят ладошки, дуют на них)
Логопед : Как же хорошо дышится с тобой Осень.
Логопед : Ребята, а без чего не бывает осени?
Закрепление и введение в речь предлога без.
Ответы детей : Без дождя, без туч, без урожая, без красивых листьев и т. д
Осень : Молодцы ребята! Я вам предлагаю продолжить путешествие и приглашаю вас на полянку.
Звучат звуки леса.
Логопед : Какие звуки вы услышали?
Ответы детей :
Логопед : Милая Осень, а можно посмотреть твой трон, нам очень интересно.
Д / и «Осенний стульчик –говорунчик» (- повторение и закрепление признаков осени;
-Дых. гимнастика «Буря в стакане»;
-Самомассаж пальцев рук (су-джок шарики+ закрепление цвета);
-дых. гимнастика +закрепление оттенков цветов;
- составление предложений из 3-4-х слов.
Осень : Какие ребята вы молодцы! Продолжаем наше путешествие садимся на паровозик.
(самомассаж паровозик)
Логопед : Ой, посмотрите - теремок!
Осень :
Стоит в поле теремок (соединяют кончики пальцев над головой)
Он не низок, не высок (приседают, опуская руки вниз, встают – руки вверх)
На двери висит замок, да замок (из ладоней и пальцев делают замок)
Кто его открыть бы смог (поднимают плечи вверх, опускают)
Слева зайка, справа мышка (встают слева//справа от домика)
Отодвиньте –ка задвижку (тянут руки в разные стороны, но пальцы в замке)
Справа лягушка с лисой, слева волк (занимают свои места)
Нажимайте на замок (сильно сжимают пальцы)
Все зверюшки собрались- открывают теремок! (открывают «замок», разъединяют пальцы по одному и разводят руки в стороны)
Осень : Ребята нам нужно расселить животных в теремки.
Логопед : А у нас три теремка и много животных.
На столе лежат картинки с животными, домики с окошками: одно, два, три. Дети прохлопывают слова (предварительная работа, для деления слов на слоги) и расселяют животных в свой теремок.
Осень : - Какого животного не хватает?
Ответы детей : медведя.
Выходит ребёнок одетый в костюм медведя.
Осень : Где ты прятался медведь?
Медведь: я прятался за теремком.
У медведя не голова, а (головища)
Не лапы, а … (лапищи)
Не когти, а …. (когтищи)
Не зубы, а…. (зубищи)
НЕ глаза, а ….(глазищи)
Осень : А что медведь делает осенью?
Ответы детей : берлогу.
Осень : А ежик? Белочка? Волк?
Логопед : Спасибо, Осень, нам очень понравилось твое путешествие, но нам пора возвращаться в детский сад.
Осень : Сейчас я возьму волшебную палочку и расколдую вас.
Дотрагивается до детей, они снимают маски.
Осень : Вам понравилось у меня в лесу? В лесу можно заблудится?
Ответы детей : Да.
Осень : Что надо делать, когда заблудились в лесу?
Ответы детей : Кричать АУ.
Проводится ирга «Кричалка». Мальчики кричат громко, девочки- тихо.
Осень : Пришла пора прощаться, пойду дальше проверять все ли готово к наступлению зимы.
Осень прощается с детьми и уходит.
Дети возвращаются в детский сад на паровозике.
(самомассаж «Паровозик»)
Логопед : Ребята, какие слова со звуком (С) нам встретились на пути?
Ответы детей :
Логопед : А сейчас со сказкою
Прощаться нам пора!
Веселая была игра?
За знания, старание, умение.
Вот вам угощение!