Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень. Деревья в наших лесах, парках. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме.
• Упражнять в подборе существительных к глаголам, прилагательных и глаголов к существительным.
• Продолжать учить образованию относительных прилагательных.
• Закреплять умения согласовывать числительное с прилагательным и существительным.
• Продолжать формировать умение подбора родственных (однокоренных) слов.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Способствовать качественному заучиванию стихотворения наизусть.
• Продолжать учить использовать разные типы предложений при ответах на вопросы по содержанию стихотворения.
• Учить пониманию авторских средств выразительности.
Корекционно-развивающие:
• Развивать чувство ритма и рифмы.
• Развивать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие и память, общую, мимическую моторику, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к природе нашего края.
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.
Материал:
Предметные и сюжетные картинки по теме занятия, мяч, предметные и сюжетные картинки по лексической теме, гербарий (листья деревьев, «Сказочный лист» (игровой персонаж, карточки с цифрами, схема для заучивания стихотворения.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Подбор существительных к глаголам. Игра с мячом.
Дети стоят около своих стульчиков.
Логопед: «Сядет тот, кто отгадает, о чём я хочу сказать, и подберёт нужное слово-название предмета, к слову-действию:
наступила – (осень,
желтеют –
мокнет –
вянет –
шуршат –
шелестят –
шумит –
дует –
улетают –
моросит –
льёт –
Логопед: «Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Потом их раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я…. (осень)».
На доске помещаются пейзажные и сюжетные картинки по теме.
II. Активизация лексического запаса, развитие грамматического строя речи.
Логопед вносит игровой персонаж (яркий осенний сказочный Листок из цветного картона и бумаги): «А вот и наш гость! К нам прилетел сказочный осенний Листок из сказочного леса!» Листок «здоровается» с детьми, немного «рассказывает» о себе, затем «начинает играть» с ними.
- Игра «Какой я?» (подбор слов-признаков). За каждое подобранное слово дети получают от гостя маленький осенний листочек (из бумаги) – осенний, сказочный, красивый, большой, яркий, разноцветный, лёгкий, гладкий, красочный, весёлый, забавный, удивительный, чудесный…
- Игра «Что я умею делать?» (подбор слов-действий) – летать, кружиться, висеть, шуршать, шелестеть, падать, лежать, радовать…
- Игра «От какого дерева лист?». Листок «рассказывает» детям, что в сказочном лесу тоже есть такие же деревья, как и в вашем. Логопед раскладывает картинки с изображением деревьев. Дети вспоминают их названия. Затем каждый ребёнок получает лист, определяет, от какого он дерева и составляет предложение: «У меня берёзовый лист. У меня кленовый лист. У меня осиновый лист…». Сказочный лист хвалит детей.
- Игра «Сколько у меня друзей?». На доске помещаются цифры (от 1 до 10). Рядом с каждой цифрой – лист дерева. Дети составляют словосочетания типа: «пять осиновых листьев, два кленовых листа, девять рябиновых листьев…».
- Игра «Подбери слова-родственники». Листок «сообщает» детям, что ему очень нравится берёза. Логопед предлагает детям порадовать гостя и подобрать к слову «берёза» слова-родственники – берёзка, берёзонька, берёзовый, березняк, подберёзовик… Сказочный осенний лист «радуется» тому, что узнал много новых слов и благодарит детей.
III. Развитие общей, мимической моторики. Подвижная игра с элементами психогимнастики «Рассказ сказочного Листка».
Логопед держит в руках сказочный Листок и рассказывает от его имени историю. Дети выполняют соответствующие движения: «Однажды висел я на дереве в своём сказочном лесу. Дул лёгкий ветерок, и я слегка покачивался (небольшие наклоны влево-вправо с перенесением тяжести то на правую, то на левую ногу). Ветер стал дуть сильнее, и я сильнее закачался (более сильные наклоны). Мне стало так весело, что я стал улыбаться (показ детьми). Вдруг пошёл дождь. Мне стало холодно, и я съёжился (показ детьми – слегка приседают, сжимают кулачки перед собой). Потом мне стало очень грустно (показ детьми соответствующей мимики). Вдруг я увидел, что совсем рядом на ветку села ворона. Тогда я испугался (показ детьми соответствующей мимики). Но вот ворона улетела, дождь закончился, стало светить солнышко. Сначала я зажмурился (показ детьми, а потом опять улыбнулся (показ детьми). Снова подул ветер, я оторвался от веточки и плавно закружился вместе с ним в воздухе (дети кружатся). Потом я тихо приземлился и пошёл к вам в гости (дети ходят в разных направлениях, потом садятся на свои места).
IV. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно».
Логопед сообщает детям и Листку о том, что поэт И. Михайлова написала удивительное стихотворение об осени, которое чем-то напоминает рассказ нашего гостя и предлагает послушать его:
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой, –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет, – лишь ветки видно.
Логопед: «Ребята, вам понравилось это стихотворение?» (дети отвечают). Предлагаю вам выучить его наизусть для нашего гостя! Сейчас я прочитаю это стихотворение ещё раз, а вы внимательно слушайте и постарайтесь его запомнить». При повторном чтении логопед выкладывает на доске опорные картинки для запоминания текста.
После повторного чтения произведения с установкой на заучивание, проводится беседа по его содержанию:
- Как называется стихотворение и кто его автор?
- О чём это стихотворение?
- Что делает осень? Как об этом пишет автор?
- Какой кистью осень перекрашивает листья?
- Как вы понимаете слово «перекрашивает»? (ответы детей) Давайте вместе произнесём это слово.
- А есть ли на самом деле у осени кисть?
- Почему тогда автор об этом написала? (ответы детей, объяснение логопеда в случае затруднений детей).
- В какой цвет осень перекрасила листья?
- Какое настроение создалось у вас, когда вы услышали первую часть стихотворения? Почему?
- Что сделал ветер?
- А правда ли то, что у него есть толстые щёки?
- Почему тогда автор об этом написала? (рассуждения детей, объяснение логопеда в случае необходимости).
- Что произошло с листьями?
- Почему автору стало обидно?
- Какое настроение создалось у вас после того, как вы послушали стихотворение до конца? Почему?
После беседы идёт обсуждение особенностей интонации, темпа, громкости голоса, с которыми нужно произносить некоторые строки и отдельные слова.
Логопед: «А теперь давайте немного поиграем!» (Детям предлагается серия игр для заучивания стихотворения)
- Игра «Вопрос-ответ» (с мячом). Логопед читает двустишия по порядку с вопросительной интонацией и бросает детям мяч, а дети повторяют их с утвердительной интонацией, и возвращают мяч.
- Игра «Подскажи строчку». Логопед читает первую часть двустишия, а дети договаривают вторую.
- Игра со сказочным листком «Не зевай – строчки вспоминай!» или «Цепочка строк». Логопед произносит строчку стихотворения и передаёт листок ребёнку. Ребёнок вспоминает и воспроизводит следующую строчку и передаёт листок следующему ребёнку и т. д. Так, совместно прочитывается всё стихотворение.
- Игра «Расскажи стихотворение движениями». Дети самостоятельно придумывают движения к разным частям стихотворения. Удачным вариантом является имитация движений, соответствующих тексту. (Игра выполняет роль ещё одной динамической паузы).
Логопед обращает внимание на то, что стихотворение нужно читать выразительно, назвать автора и его название; напоминает об интонации –указывает на те слова, которые необходимо выделить голосом. После этого ещё раз читает стихотворение детям.
V. Чтение стихотворения детьми.
Логопед: «Ребята, вот мы и выучили всё стихотворение! Кто хочет прочитать его полностью? Пожалуйста, порадуйте нас и нашего гостя!» (Логопед вызывает ребёнка, который хочет прочитать стихотворение). Желательно, чтобы ребёнок, который первым читает стихотворение, имел хорошие речевые возможности. При необходимости логопед и дети подсказывают отдельные слова и фразы. Далее стихотворение читают остальные желающие дети.
В процессе чтения стихотворений логопед привлекает воспитанников к самоанализу и взаимоанализу деятельности.
VI. Итог занятия.
Логопед: «Ребята, какое стихотворение мы сегодня выучили? Вспомните, кто его написал? Кому вы можете это стихотворение?» Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности детей: отмечает тех, кто хорошо отвечал на вопросы, кому удалось хорошо запомнить стихотворение; тех, у кого получилось прочитать его наиболее выразительно; кто самостоятельно придумал и показал интересные движения и т. д.