Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме.
• Упражнять в подборе прилагательных к существительным.
• Продолжать учить использовать разные типы предложений при ответах на вопросы.
• Продолжать учить пересказу литературного текста, используя простое предложение, распространённое однородными сказуемыми, однородными определениями.
• Учить пониманию и употреблению авторских средств выразительности.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию речи с движениями.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Поздняя осень, Пересказ рассказа „Предзимье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
• Развивать зрительное, слуховое, восприятие, внимание и память; графические умения, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к природе нашего края.
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.
Материал:
Сюжетные и пейзажные картинки по лексической теме, лист белого картона, заготовки (картинки) для коллажа, кисточки, клей, салфетки, осенние листочки.
Материал:
Сюжетные и пейзажные картинки по лексической теме, лист белого картона, заготовки (картинки) для коллажа, кисточки, клей, салфетки, осенние листочки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети сидят около на стульчиках.
1. Загадывание загадки:
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так – спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)
На доске помещаются пейзажные и сюжетные картинки по теме.
2. Игра «Повтори и не ошибись»:
- сентябрь-октябрь-ноябрь;
- ноябрь-октябрь-сентябрь;
- октябрь-сентябрь-ноябрь;
- ноябрь-сентябрь-октябрь;
- сентябрь- ноябрь-октябрь;
- октябрь-ноябрь-сентябрь.
Логопед:
«Какие слова мы повторяли?
Месяцы какого времени года вы называли?
Сколько месяцев длится осень?
Назовите осенние месяцы по порядку.
Как называется последний осенний месяц?
Какой лишний признак поздней осени я сейчас назову? (игровое упражнение):
Улетели птицы.
Зеленеет трава.
Голые деревья.
Низкие тучи». (Ответы детей)
II. Активизация лексического запаса, развитие грамматического строя речи (работа над предложением).
Создание коллажа «Поздняя осень».
Логопед: «Ребята, давайте вспомним и подумаем: одинаковая или разная погода в октябре и ноябре? (ответы детей). А чем отличается погода в октябре и ноябре? (рассуждения детей).
В ходе рассуждений идёт работа по подбору слов-признаков к явлениям природы поздней осенью. Дети подбирают соответствующие картинки и выкладывают их на лист белого картона, создавая коллективный коллаж:
Небо – хмурое, пасмурное;
тучи – большие, серые, тёмные, низкие, дождевые и снеговые;
дождь – холодный, сильный (мелкий, затяжной;
снег – первый, холодный, липкий;
ветер – сильный, холодный, «колючий»;
деревья – голые, тёмные, «грустные»;
ели – зелёные, нарядные;
гроздья ягод рябины – красные, спелые;
листья – опавшие, грязные, мокрые;
трава – жёлтая, мокрая;
лужи – большие, грязные, ледяные.
III. Развитие общей моторики, координации речи с движениями, чувства ритма.
1. Подвижная игра «Осенние листики».
Дети с осенними листочками становятся в круг и вместе с логопедом произносят стихотворение, выполняя действия соответственно тексту:
Мы листики осенние,
На веточках висели.
Ветер дунул – полетели!
Мы летели,
Мы летели,
И на землю тихо сели…
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил,
И на землю опустил!
2. Игра «Танцующие дождевые капли». Отхлопывание (отстукивание) изображённых ритмических рисунков.
Логопед предлагает рассмотреть, как танцуют капли и изобразить эти танцы с помощью хлопков или ударов карандашом о стол. Возможны и другие способы изображения ритма (прыжки, постукивания кубиками, палочками, камешками друг о друга)
IV. Развитие связной речи. Работа над пересказом рассказа «Предзимье» (Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. – М. : «Скрипторий 2003», 2016.
Логопед выразительно читает рассказ:
Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.
Беседа по тексту:
- Кто запомнил, как называется этот рассказ?
- Что значит – «предзимье»? Как вы понимаете это слово?
- Каким стало небо?
- Что произошло с листьями?
- Какими стали берёзы и клёны и почему?
- Почему сосны и ели остались зелёными и красивыми?
- На каких деревьях остались ягоды?
- Что произошло с травой?
- Что происходит с водой в реке поздней осенью?
- Что изменилось в жизни птиц и животных?
- Как вы думаете, почему этот период осени называется «предзимье»?
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед предлагает детям самостоятельно пересказать рассказ, опираясь на изготовленный коллаж и на картинки по теме. Дети оценивают рассказы друг друга, дополняют их в случае необходимости.
V. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Ребята, что мы с вами делали в начале занятия? (говорили о поздней осени, изготавливали коллаж). А какой рассказ мы с вами пересказывали? («Предзимье»). Кому вы можете его рассказать? (родителям, бабушке, дедушке, друзьям). Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности детей: отмечает тех, кто хорошо отвечал на вопросы, кому удалось хорошо запомнить и пересказать рассказ.