Наталья Волкова
Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Ш]. День Рождение у Миши»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. учителя-логопеда: Волкова Н. В.
Тема: «Автоматизация звука [Ш]. День рождение у Миши»
Форма занятия: подгрупповая (подготовительная группа)
Продолжительность: 25 мин.
Место данного занятия в системе занятий по теме: 5 занятие по автоматизации звука
Цели:
Образовательные:
закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях;
закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука [Ш]».
Коррекционные:
• развитие и укрепление речевой моторики;
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад;
• закрепление правильного произношения фонемы [Ш] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте;
• развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;
• обучение звуко-слоговому анализу.
Воспитательные:
o воспитание навыков самоконтроля;
o воспитание активности и внимательности на занятии;
o воспитание потребности в речевом общении;
o воспитание интереса к занятиям;
o воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка
Оборудование: зеркало, салфетки бумажные, слоговые дорожки, магнитная касса букв, предметные картинки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаши цветные, мел, заготовки животных,клей карандашный.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука.
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов.
11. Закрепление звука в предложении.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы на занятии.
Ход занятия
1.Орг. Момент
- Доброе утро, Саша и Ксюша. Я рада видеть вас сегодня на занятии. Скажите, девочки, как ваше настроение? Готовы ли вы потрудиться на занятии?
- Что ж, давайте начнем. Я уверенна, что вам будет интересно и вы справитесь со всеми поставленными задачами. Посмотрите, а вот и наша волшебная банка!
(Большая банка из под чая, яркая, красочная, в ней всегда, на каждом занятии ребята находят что-то интересное: игрушки, с которыми делаем артикул. гимнастику; задания и карточки с дыхат. гимнастикой или планы поиска сокровищ; герои мультфильмов, с которыми мы совершаем путешествие или помогаем выручить их из беды – фантазия педагога, абсолютно беспроигрышный вариант! Мои дети без этой банки не желают заниматься! Всем советую завести такую замечательную волшебную баночку-выручалочку)
- Кто же сегодня пришел к нам на занятие?
(в банке медведь и Маша из известного мультсериала)
- Скажите мне, девочки, откуда вы их знаете?
- Как вы думаете с какой целью герои пришли к нам на занятие? (размышляют, приводят свои варианты, фантазируют)
2. Постановка цели и задач
- Я вам подскажу. Скоро у Миши день рождения, и они с Машей решили пригласить друзей. А в лесу сейчас какое время года? (зима)
Метет метель, дует ветер и добраться до лесных жителей не так уж легко. Но у нас есть волшебный помощник звук [ш]. Он нам поможет преодолеть трудности.
- Поможем друзьям?
- Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих занятиях?
- Что нужно делать, чтобы произносить звук [ш] правильно?
- Итак, перед нами две цели: помочь медведю и Маше и отрабатывать правильное произношение звука [ш] в словах.
(Постараться, чтобы дети сами попытались сформулировать цели. Практикуя это из занятия в занятие, добилась неплохих результатов, чего и Вам желаю.)
- А с чего мы с вами начинаем каждое занятие? (с артикуляционной гимнастики)
3. Артикуляционная гимнастика
- Давайте мы с вами приготовимся правильно и четко произносить звук [ш]. Для этого, я предлагаю выбрать вам по 6 карточек.
(Карточки рубашками вверх, все упражнения подобраны в соответствии с автоматизирующимся звуком: лошадка, чашечка, варенье, заборчик, трубочка и т. д.)
- Перед выполнением вспомним основные правила, которых придерживаемся:
• Каждую артикуляционную позу удерживаем в течение 3 секунд, считая про себя;
• Сглатываем слюнку после выполнения каждого упражнения
• Пользуемся салфеткой
• Стараемся выполнить качественно, а не быстро
• Если считаем, что не получилось, то обязательно повторим.
(Артикуляционную гимнастику завершает карточка с изображением лягушки. Девочки вспоминают, что мы учили стихотворение на автоматизацию звука [ш], читают его, и показывают, как лягушки прыгают. Тем самым, получилась своего рода физминутка, смена вида деятельности.
У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей.
Шли веселые лягушки,
В гости, к бабушке своей.)
- Молодцы, хорошо постарались.
4. Объявление темы занятия. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте; связь звука с буквой
- Итак, мы продолжаем с вами закреплять звук [ш] в речи, что и будет являться темой нашего занятияю
- Давайте вспомним положение губ, языка и зубов при произношении звука [ш].
(Девочки отвечают на этот вопрос самостоятельно, показывают артикуляционный уклад)
- Произносим.
- А сейчас в слогах.
ША-ША-ША
ШО-ШО-ШО
ШУ-ШУ-ШУ
ШИ-ШИ-ШИ
ШЕ-ШЕ-ШЕ
ШО-ША-ШИ-ШЕ
ШУ-ШЕ-ШО-ША
ОШ-АШ-УШ-ЕШ
ОШО-ЕШО-УША-ИШЕ
ЕШ-ИШ-АШ-ЯШ
- Молодцы, а сейчас вспомним, какой буквой обозначается звук [ш], и как она пишется на письме.
- Берем в руку карандаш, рисуем в воздухе.
- Рисуем на доске.
- Вспомним, что мы знаем о звуке [ш].
(Согласный – почему? Твердый – почему? Глухой – как определить)
- Звук [ш], а буква? (ША)
ФИЗМИНУТКА
Звук мы с вами повторили, все, что знали о нем, вспомнили. А нас ждут друзья: Маша и Миша. И мы готовы идти с ними в лес, пригласить лесных жителей на торжество.
- На улице зима, холодно, подул сильный ветер. Давайте представим, что мы деревья.
(Дети встают вместе с логопедом около картины с изображением зимнего леса и выполняют движения.
ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО, машут кистями рук по направлению к лицу
И КАЧАЕТ ДЕРЕВЦО, качают туловищем
ВЕТЕРОК ВСЕ ТИШЕ, ТИШЕ, приседают
ДЕРЕВЦО ВСЕ ВЫШЕ, ВЫШЕ, поднимаются)
5. Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях, в тексте
(На картину зимнего леса «рассаживаются» специально заготовленные
друзья)
- Вот перед нами дерево. На нем живет кто? (Белка).
- Под ним? (Волки)
- За деревом спрятался? (Заяц)
- А на ветке притаилась? (Белка)
- Но дерево наше замело сугробом, чтобы добраться до зверей и пригласить их на праздник, нужно выполнить задание.
• ПОДБЕРИ КАРТИНКУ
На магнитной доске выложены слоги: ША, ШУ, ШИ, а под ними картинки, название которых начинается с данных слогов. Задача ребенка: правильно распределить картинки под слогами и произнести названия картинок четко и правильно. Затем задание усложняется: назвать эти картинки, отвечая на вопросы, например, у меня есть ШАПКА, у меня нет ШАПКИ, я думаю О ШАПКЕ.
- Вы молодцы, освободили зверей и помогли пригласить на праздник.
- Как вы думаете, придут жители леса к Мишке на праздничный пирог?
- А вот и день рождение наступил, комнату Миша украсил чем? (шарами)
В своих тетрадках ребята вклеивают картинку с яркими воздушными шарами, заготовленную логопедом заранее, и на неё «рассаживают», вклеивают, пришедших зверей вместе с Машей, Медведем и праздничным пирогом.
- Интересно, что же гости подарили имениннику? Хотите узнать? Давайте выполним задание и узнаем. Вот у меня волшебный мешок, а там подарки. Не подглядывая, вытаскивайте из мешочка по подарочку, рассказывайте нам кто принес и почему решил подарить.
(В бумажном мешке картинки с: воздушными шариками,цветными карандашами, вязаной шапкой и праздничным пирогом "шарлоткой". Дети вклеивают подарки на листок с шариками и героями.)
- Скажите, по получившейся картинке мы можем составить рассказ? Давайте попробуем.
(Дети составляют рассказ)
6. Подведение итогов
- Скажите, мы помогли сегодня Мишке?
- Что мы для этого сделали?
- А себе помогли? Чем?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, как старались; понравилось, что не забываете контролировать себя и говорить правильно, исправляете свое произношение.
- А что вам понравилось?
- Что у вас получилось?
- Над чем ещё нужно работать?