Антонина Личман
Конспект логопедического занятия для старшей группы «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начального согласного звука в словах).
Публикация «Конспект логопедического занятия для старшей группы „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, мячи, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», горох.
Ход занятия
1. Организационный момент
.
Логопед приглашает детей пройти в кабинет и организует приветствие. По дороге к кабинету он раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга пять мячей.
Логопед. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.
Дети идут, перешагивая через мячи. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения и поддерживает детей, если они в этом нуждаются.
Логопед. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь за стол. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.
2. Беседа об осени с рассматриванием картинок.
Логопед помещает на наборное полотно несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке — клин перелетных птиц в небе. На четвертой - мальчики собирают в осеннем лесу лисички.
Логопед. Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?
Дети. На картинках нарисована осень.
Логопед. Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что ты видишь на первой картинке, Поля?
I -й р е б е но к. Дети собирают листья.
Логопед. Какие листья собирают дети?
I -й р е б е н о к. Дети собирают разноцветные листья.
Логопед. Верно. Что нарисовано на второй картинке, Богдан?
2-й р е б е н о к. Люди собирают яблоки.
Логопед. Какие яблоки собирают люди?
2-й р е б е н о к. Люди собирают красные яблоки.
Логопед. Правильно. Расскажи о том. что ты видишь на третьей картинке, Диана.
3-й р е б е н о к. Птицы улетают на юг.
Логопед. Какие птицы улетают на юг?
3-й р е б е н о к. Перелетные птицы улетают на юг.
Логопед. Что ты видишь на последней картинке, Саша?
4-й р е б е н о к. Мальчики собирают грибы.
Логопед. Какие грибы собирают мальчики?
4-й р е б е н о к. Мальчики собирают желтые лисички.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие еще приметы осени вы помните?
Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.
Логопед. Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.
3. Упражнение «Разноцветные листочки».
Логопед убирает с наборного полотна картинки и ставит на стол корзинку с листьями.
Логопед. По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.
1 -й р е б е н о к. Это оранжевый лист клена.
Логопед. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.
2-й р е б е н о к. А у меня желтый лист березы.
Логопед. Верно. Это желтый березовый листок.
3-й р е б е н о к. Я взяла красный лист осины.
Логопед. Это красный осиновый листок.
4-й р е б е н о к. Мне достался коричневый лист дуба.
Логопед. Коричневый дубовый листок. Очень хорошо. Положите эти листочки на стол, а из корзинки выберите по одному желтому листочку рябины.
4. Упражнение «Осенние листочки»
.
Логопед предлагает детям встать около стульчиков.
Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.
5. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им сесть лицом в круг.
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагают» пальчики по ковру).
6. Упражнение «Прохлопай слова».
Логопед вновь предлагает детям встать в круг.
Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Я буду загадывать вам загадку, а вы прохлопаете отгадку!
Гнёт к земле деревья,
Тучи нагоняет,
Пыль с дороги тёмной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Волны поднимает.
Кто о нем загадку,
Дети, отгадает? (Ветер)
Дети. Ве-тер
Что это за птица?
Черная, большая.
Над землёй повисла,
Солнце закрывая.
Как она примчится,
Всё вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
Дети. Ту-ча.
Крупно, дробно зачастил,
И всю землю намочил.
(Дождь)
Дети. Дож-дь
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(Лужа)
Дети. Лу-жа.
Время года отгадай
Собирают урожай,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Тучи по небу гуляют.
Птицы к югу улетают.
(Осень)
Дети. О-сень
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
Дети. Лис-то-пад
Логопед. Отлично. Пройдите за стол.
7. Общая артикуляционная гимнастика.
Логопед убирает игру и раздает детям зеркала. Все упражнения логопед делает вместе с детьми. Даже если дети посещают логопедическую группу не первый год, на подгрупповых занятиях в сентябре целесообразно повторить с ними и отработать все упражнения общей артикуляционной гимнастики.
Логопед. Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени. Вспомните, как мы делали упражнение «Улыбка», учились вместе с маленьким динозавриком разводить губы и показывать зубы. Вот так.
Упражнение выполняют три-четыре раза. После каждого раза логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть. Затем дети под контролем логопеда делают упражнения «Хоботок» (учатся вытягивать вперед округленные губы, «Улыбка-хоботок», «Лопата» (кладут на нижнюю губу расслабленный язык).
8. Упражнение «Выложи листок»
Логопед предлагает детям сесть за столы и раздаёт лист с контуром осеннего листика. И блюдца с любой крупой.
Логопед. Ребята сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Нужно выложить крупой контур листочка. Кто сделает это быстрее и аккуратнее всех, тот получит приз!
9. Работа в тетради.
Логопед раздает детям тетради. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.
Логопед. Сегодня мы с вами начнем работать в новых тетрадях и выполним задание на первой страничке. Что вы видите на ней?
Дети. Листочки.
Логопед. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять. Но сначала послушайте стихотворение.
Он до поздней осени Весь стоит зеленый. Значит, он выносливый. Значит, закаленный.
О каком дереве идет речь?
Дети. О дубе.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. На дубе листья долго остаются зелеными.
Логопед. Обведите дубовый листок пальчиком.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте листок.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.
Логопед. А второй листок вы узнали?
Дети. Это кленовый листок.
Логопед. Каким он может быть осенью?
Дети. Красным.
Логопед. Обведите кленовый листок красным карандашом.
Дети выполняют задание.
Логопед. Какой листок получился?
Дети. Красный кленовый листок.
Логопед. Хорошо. Закройте тетради.
Логопед убирает тетради и карандаши.
10. Окончание занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.