Татьяна Петрова
Конспект занятия кружка по народоведению с детьми старшей группы «Что нам осень принесла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщить знания детей о народных названиях осенних месяцев, их особенностях, с чем раньше в народе ассоциировался каждый из них.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с народными поговорками и пословицами.
Упражнять в отгадывании загадок.
Развивать эмоциональную отзывчивость во время дидактических игр.
Побуждать детей к активности на протяжении всего занятия.
Материалы к занятию :
Под салфеткой корзина с осенними листьями.
Публикация «Конспект занятия кружка по народоведению с детьми старшей группы „Что нам осень принесла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Волшебный мешок с муляжами овощей и фруктов.
Накрытая салфеткой тарелка с кусочками черного и белого хлеба на шпажках.
Корзина для овощей.
Ход занятия:
Занятие проводится в комнате Русская изба.
Воспитатель:
-Ребята, послушайте загадку и отгадайте ее:
Всех наградила, все загубила.
Пусты поля, мокнет земля.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают,
Когда это бывает?
Дети:
- Осенью.
Воспитатель:
- Какие дары осени вы знаете? (Ответы детей).
- Вспомните, как в старину называли месяц сентябрь?
Дети:
- Листопадник.
Воспитатель:
-Почему его так называли? (Выслушивает ответы детей).
- А как вы думаете, что может быть в корзине (показывает детям корзину, накрытую салфеткой, послушайте подсказку:
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
Дети:
- Листья.
Воспитатель поднимает салфетку:
- Правильно, молодцы, ребята. Я предлагаю вам из осенних листьев сделать красивую композицию.
Дети составляют из листьев на столе композицию.
Воспитатель:
-Молодцы, красивая картина у вас получилась.
Давайте вспомним, как называется еще один месяц осени.
Дети:
- Октябрь.
Воспитатель:
- А как люди называли октябрь в старину и почему?
Дети:
-Капустник. Потому что в октябре рубили и квасили капусту.
Проводится игра «Капуста» :
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту мнем, мнем.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что в мешке?»
(дети определяют на ощупь тот или иной овощ или фрукт, затем достают его и кладут на стол).
Воспитатель:
- Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадку вы найдёте на столе.
Загадки:
- Длинная, красная, сладкая, растёт в земле, а косичка наверху. (Морковь)
- Сто одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
- Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
- Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидоров и огурцов. (Чеснок)
- Показался жёлтый бок, только я не колобок,
Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко, позови меня… Я (репка)
- Зелёный, длинный, хрустящий, с хвостиком, на грядке растёт, в салат просится. (Огурец)
Дети находят муляж овоща и кладут его в корзину.
Воспитатель:
- Ребята, закройте глаза, а я вам дам попробовать, что еще убирают осенью кроме овощей и фруктов.
Воспитатель дает детям пробовать черный и белый хлеб на вкус.
- Вы догадались, что это?
Дети:
- Хлеб.
Воспитатель:
- Правильно, а кому какой хлеб достался?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель:
- Ребята, какие пословицы или поговорки о хлебе вы помните.
Дети рассказывают, если затрудняются, воспитатель помогает.
Воспитатель:
-Ребята, теперь давайте вспомним, как называется третий месяц осени.
Дети отвечают.
- А как его называли в старину?
Дети:
-Ноябрь-полузимник.
Воспитатель:
-А почему его так называли?
Ответы детей.
- Ребята, а теперь послушайте поговорки и пословицы об осени :
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Лето со снопами, осень с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
В конце занятия воспитатель проводит рефлексию-обобщение – что же нам принесла осень.