Светлана Пучко
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Уточнить представление о ягодах.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Оборудование: мультимедиа, презентация по теме «Ягоды», картинки с изображением различных ягод, раскраска «Клубника», цветные карандаши: красный, зеленый; карточки – задания для исключения четвертого лишнего, мяч, шкатулка, магнитная доска.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста „Ягоды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
Ход занятия.
Логопед : Здравствуйте ребята! Сейчас я прочитаю вам стихотворение, будьте внимательны, в нем скрывается название ягоды.
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
есть лимоны, апельсины,
Киви, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз –
Это самый лучший груз.
Логопед : О какой ягоде говорится в этом стихотворении, как она называется?
Дети: Арбуз.
Логопед : Давайте проверим ваш ответ, картинка с правильным ответом находится в этой шкатулке (она стоит на столе).
Дети открывают шкатулку и достают картинку с изображением арбуза.
Логопед : Ответ верный, это арбуз. А что мы можем сказать про эту ягоду. Она какая?
Ответы детей : сладкая, вкусная, сочная, большая.
Логопед : Но в природе встречается ещё много вкусных ягод. И сегодня мы с вами поговорим о разнообразии «ягодного царства». Давайте рассмотрим следующие картинки с изображением ягод. (Презентация)
Рассматриваем картинки с изображением ягод, называем их, проговариваем какие они на вкус, где растут (малина, ежевика, крыжовник, вишня и т. д.).
Логопед : Ребята, давайте сравним эти ягоды по цвету. (Составление сложносочиненных предложений с союзом «а»). (Презентация)
Дети: Малина красная, а ежевика черная; земляника красная, а крыжовник зеленый; черника черная, а облепиха желтая.
Логопед : Правильно, молодцы!
Логопед : А теперь послушайте загадку про другую ягоду.
В жаркий солнечный денек,
На грядке вспыхнул огонек,
Ты не бойся, посмотри – ка,
Что за ягодка?
Дети: Клубника.
Логопед : Правильно, клубника.
Логопед : Чтобы приступить к следующему заданию, нам нужно размять пальчики. (Гимнастика для пальчиков).
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. Растираем большой палец левой руки правой рукой,
Растираем указательный палец левой руки правой рукой,
Растираем средний палец левой руки правой рукой,
Растираем безымянный палец левой руки правой рукой,
Растираем мизинец левой руки правой рукой,
Сгибаем пальцы в кулики и разгибаем.
Повторить гимнастику для другой руки.
Логопед : У вас на столе лежат листы бумаги с изображением клубники. Необходимо обвести рисунок по контуру и заштриховать горизонтальными линиями цветными карандашами.
Дети выполняют задание.
Педагог вывешивает рисунки на магнитную доску. На ней могут располагаться и другие изображения ягод (малина, арбуз).
Логопед : Пара нам ножки размять. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять, (Ходьба по кругу)
В лес идем мы погулять. (Ходьба на месте, махи руками.)
За черникой, за малиной, (Приседание чередуем с наклонами)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (Ходьба)
Дети подходят к магнитной доске.
Логопед : А теперь, давайте посчитаем ягоды (на магнитной доске).
Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных с существительным).
Дети считают (одна клубника, две клубники … пять клубник).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед : Я вижу у нас много разных ягод, но они разные по величине большие и маленькие. Давайте назовем маленькие ягоды ласково (словообразование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).
Дети: Малина – малинка, клубника - клубничка, арбуз – арбузик, …
Логопед : Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Вы знаете, что из ягод можно сварить вкусный компот. Мы компот варить будем только из ягод, а лишнее исключим.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Детям раздаются карточки (или рассматривают картинки на мониторе, где нужно исключить лишнее.
Ответы детей.
Логопед : А ведь из этих ягод можно приготовить не только компот, но и много других вкусных блюд, например: варенье, пудинг, суфле, джем, желе, пирог, торт и т. д.
Логопед :
«Вот какие повара!»
Есть черника, земляника,
Ежевика и брусника.
Стоит лишь поговорить,
Что из ягод нам сварить.
Давайте поиграем в игру повара. Дидактическая игра с мячом «Повара» (образование относительных прилагательных).
Логопед : Я буду бросать вам мяч, и начинать предложение. Вы будете ловить мяч, и заканчивать предложение.
Логопед : Из черники можно приготовить.
1-й ребенок:. черничное варенье.
Логопед : Из малины можно приготовить.
2-й ребенок:. малиновую пастилу.
Логопед : Из земляники можно сварить.
3-й ребенок:. земляничный джем.
Логопед : Из ежевики можно сварить.
4-й ребенок:. ежевичное повидло. (И т. п.)
Логопед : Вот сколько лакомств, можно приготовить из ягод.
Логопед : Ребята, теперь мы много знаем о ягодах, и можем о них рассказать.
Дидактическая игра «Забывчивый покупатель» Составление описательного рассказа по плану.
Что это?
Где растет?
Какого цвета?
Какой формы, размера?
Какой на вкус?
Что можно из него приготовить?
Ответы детей.
Итог занятия.
Логопед : Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового вы узнали? Оцените, какое настроение у вас после занятия (эмоциональное состояние, подняв карточку с изображением эмоции радость, грусть, удивление)
Литература.
1. О. И. Крупенчук. Пальчиковые игры. С-П. «Литера»2012 г.
2. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. С-П. «Детство – Пресс», 2013 г.
3. Интернет ресурс https://logoportal.ru
4. О. Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. М. : ТЦ Сфера, 2015 г.