Елена Некипелова
Занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Познакомить детей со свойствами воды :
- отсутствие собственной формы;
- прозрачность;
• Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
• Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой;
Публикация «Занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
• Прививать бережное отношение к воде.
Материалы для занятия :
• прозрачные сосуды цилиндрической формы, сосуды фигурной формы;
• воронки;
• фильтрованная бумага;
• вещества, которые будем растворять в воде: мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы или ромашки, растительное масло;
• иллюстрации на тему вода.
Ход занятия :
Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации, и они помогут нам вспомнить, какой бывает вода на нашей планете.
• Бывает вода в морях и океанах, это вода соленая. Вода в море - морская. Вода в океане океаническая.
• Бывает вода в реках, озерах, родниках, болотах (речная, озерная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от соленой морской воды? Пресная.
• Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных речках, морях и океанах во время шторма, бури).
• Бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой.
- Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.
Воспитатель: Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на ваши игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать тоже самое. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?
Дети высказывают свое мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды : чистая вода прозрачная.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.
Воспитатель: На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики.
- Они остались такими же?
- Да их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из наших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору.
Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой.
Вместе с детьми воспитатель формирует следующее свойство воды : в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Воспитатель: Еще одно свойство воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постараемся определить, что это за вещества.
Совместными усилиями определяют, что на столе находятся мука, соль, сахар, растительное масло, настой из трав.
Воспитатель: А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
• соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной;
• мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;
• растворы календулы, марганцовки растворяются быстро, но меняют цвет;
• масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.
Воспитатель: А теперь попробуем нашу воду очистить. Из фильтрованной бумаги сделаем воронку.
Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.
Выводы :
• масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде;
• хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор травы.
• после фильтрования раствора крахмала или муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы крахмала, которые смогли перейти через фильтр.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Вода, которая попадает в наш дом через водопроводные краны, тоже отфильтрованная. Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, только потом она попадает в водопровод.