Светлана Зайцева
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах, в словах, в предложениях, в скороговорках;
2) развивать фонематическое восприятие;
3) развивать мелкую моторику и общую моторику, координацию речи с движением, пространственную ориентировку;
4) развивать внимание, память, мышление;
Образовательные:
1) обучать умению выделять существенные признаки звука;
2) продолжать учить производить звуко-буквенный анализ слов, определять последовательность звуков в слове, преобразовывать слова;
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
3) упражнять в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец);
4) познакомить детей с буквой Ш;
5) закрепить зрительный образ буквы Ш;
6) учить печатать букву в тетради;
Воспитательные:
1) воспитывать умение слушать взрослого;
2) воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга;
3) формировать положительную мотивацию на занятии;
Оборудование: картинка-символ звука [ш], домики гласных и согласных звуков, мольберт, магнитная доска, фишки-магниты (круги красного, синего и зелёного цвета, колокольчик, зачеркнутый колокольчик, мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация «Звук и буква Ш», набор для звуко-буквенного анализа на каждого ребенка (круги синего, зеленого и красного цветов, разрезная азбука), зеркала для индивидуальной работы на каждого ребенка, простые и цветные карандаши, счетные палочки, рабочие тетради детей.
План занятия:
I. Организационный момент, сообщение темы занятия.
Дидактическое упражнение «Назовите одинаковый звук в словах».
II. Основная часть:
1. Знакомство со звуком [ш], артикуляция и характеристика звука.
2. Дидактическое упражнение «Там шипит, тут шуршит».
3. Дидактическое упражнение «Крестики-нолики». Работа в тетрадях.
4. Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний»
5. Дидактическое упражнение «Определите место звука [ш] в словах». Работа в тетрадях.
6. Дидактическое упражнение «Выложите схему предложения» (с помощью счетных палочек).
7. Физкультминутка «Как живешь?»
8. Заучивание скороговорки с использованием приемов мнемотехники.
9. Знакомство с буквой Ш.
10. Печатание буквы Ш в тетради.
11. Звуко-буквенный анализ слова «мышка». Работа в тетрадях.
12. Дидактическое упражнение «Волшебные превращения»: преобразование слов «мышка-мошка-мишка».
III. Подведение итогов занятия, поощрение детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент, сообщение темы занятия.
Дидактическое упражнение «Назовите одинаковый звук в словах».
- У меня для вас есть сюрприз - шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней? Слайд №2.
Логопед проговаривает названия предметов из шкатулки (мишка, подушка, шахматы, шляпа) с усилением голоса на звук [ш].
- Какой одинаковый звук вы слышите во всех этих словах? (Звук [ш]).
II. Основная часть.
1. Знакомство со звуком [ш]. Артикуляция и характеристика звука.
- Змея ползет и шипит: шшш… Слайд №3.
- Ребята, давайте покажем, как она ползет и шипит. (Волнообразные движения правой, потом левой рукой в стороны, вперед с одновременным произнесением звука [ш]).
На магнитную доску логопед прикрепляет картинку-символ звука[ш].
- А теперь, ребята, посмотрите в зеркало и произнесите звук [ш].
- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? (Губы выдвигаются вперед, они похожи на «бублик»).
- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Язычок наверху и похож на «чашечку»). Покажите рукой, какой язык.
- Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? Почему? (Согласный, потому что и язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]).
На мольберте размещены домик гласных звуков и домик согласных звуков, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.
- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В домик согласных звуков).
- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (Фишкой синего цвета).
На магнитную доску рядом с картинкой-символом звука [ш] логопед прикрепляет синий кружок.
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш… (Воздух теплый).
- А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? (В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали).
- Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой).
На магнитную доску рядом с картинкой-символом звука [ш] логопед прикрепляет зачеркнутый колокольчик. Дети зачеркивают колокольчик в тетради.
- Запомните: звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой.
2. Дидактическое упражнение «Там шипит, тут шуршит». Слайды № 4-11.
Логопед читает стихотворение, а дети произносят звук [ш].
Там – шипит, тут - шуршит.
Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш…
Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…
А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…
Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…
Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…
Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…
То шипенье, то шуршанье…
Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…
(Е. Г. Карельская)
3. Дидактическое упражнение «Крестики-нолики».
У детей в тетради расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики».
Если логопед произносит слово со звуком [ш], то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
Речевой материал: кошелек, конфета, дедушка, шампунь, ковш, штанга, петух, капюшон, охотник.
4. Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний». Слайд №12-14.
Дети по очереди называют предметы, изображённые на картинках.
- Назовите предмет, в названии которого нет звука [ш].
Шкаф, наушники, вишня, дельфин
Кошка, лягушка, конфета, машина
При правильном выборе картинка исчезает. При неправильном – картинка качается и раздается звуковой сигнал.
5. Дидактическое упражнение «Определите позицию звука [ш] в словах и отметьте на звуковой полоске»
В рабочей тетради дети закрашивают синим карандашом соответствующий квадратик.
Картинки: мешок, штанга, лягушка, машина, ковш, шуба.
6. Дидактическое упражнение «Выложите схему предложения» (с помощью счетных палочек)
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово, втрое, третье? Выложим с помощью счетных палочек схему этого предложения.
Логопед чертит схему предложения на доске, а дети с помощью счётных палочек выкладывают схему на столах.
Речевой материал:
Маша кушает кашу. Миша пьёт вишнёвый компот. Бабушка шьёт штанишки Яше.
7. Физминутка «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так!(дети показывают большие пальцы обеих рук, держа их вверх)
- Как идешь?
- Вот так! (маршируют)
- Как бежишь?
- Вот так! (бег на месте)
- Ночью спишь?
- Вот так! (ладошки соединяют вместе и кладут на них голову)
- Как берешь?
- Вот так! (прижимают ладошку к себе)
- Как даешь?
- Вот так! (ладошку от себя вперед)
- Как шалишь?
- Вот так!(надувают щечки и кулачками ударяют по ним)
- Как грозишь?
- Вот так! (грозят пальцем вперед или друг другу)
8. Заучивание скороговорки с использованием приемов мнемотехники.
Дети внимательно рассматривают мнемотаблицу, проговаривают названия картинок, которые на ней изображены, выделяя звук [ш] в словах. Слайд №15.
- А сейчас мы с вами выучим скороговорку.
Логопед медленно произносит скороговорку, указывая на подходящую картинку по тексту (2-3 раза).
Логопед и дети по очереди произносят часть скороговорки, соответствующую картинке. Затем очередность меняется.
Дети самостоятельно произносят скороговорку по мнемотаблице хором и небольшими группами.
У Мишутки - Мишки
Камешки и шишки.
У Пашутки – Пашки -
Шапки, пушки, шашки.
9. Знакомство с буквой Ш.
- Ребята, звук [ш] обозначается буквой Ш.
- Из каких элементов состоит буква? (Из 4-х палочек).
- Напишите букву Ш в воздухе, на ладошке.
- Выложите букву Ш из счетных палочек.
- А теперь построим букву Ш из пальцев рук.
Один, два, три, четыре, пять -
Будем буквы составлять.
Пальцы ручек выручайте –
Строить буквы помогайте!
Левая рука. Указательный, средний, безымянный пальцы направлены вверх. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Правая рука. Указательный палец правой руки прилегает к основанию указательного, среднего, безымянного пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
10. Печатание буквы Ш в тетради.
- Подготовим руки к работе. Возьмите карандаши. Покатайте карандаш между ладонями.
Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду.
- А теперь с двумя карандашами.
- Внимательно посмотрите, как я напишу букву Ш на доске – сверху вниз и слева направо. А теперь откройте тетрадки и попробуйте написать букву самостоятельно.
Проверить правильность посадки, положение тетради, как держат карандаш.
11. Звуко-буквенный анализ слова «мышка». Слайд №16.
Дети выкладывают слово с помощью букв и фишек.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Назовите 1-ый звук. Какой он?
- 2-ой звук. Какой он?
- 3-ий звук. Какой он?
- Назовите только гласные звуки.
- Назовите только согласные звуки.
- Выполните схему слова в тетради.
12. Дидактическое упражнение «Волшебные превращения». Слайд №16.
- Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мошка» («мишка»).
- Что нужно поменять кроме буквы?
III. Подведение итогов занятия, поощрение детей. Слайд №17.
- Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем, что мы узнали о звуке [ш]:
• Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный);
• Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык);
• Звонкий или глухой? (глухой);
• Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
• Каким цветом обозначаем? (синим).
Используемая литература:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.
2. Карельская Е. Г.
Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев. – М. : Дрофа, 2007.
3. Кочугова Н. П. Звуки и буквы: Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. - АРКТИ, 2001.
4. Левина С. А., Тукачева С. И. Физкультминутки. – Волгогад: Учитель, 2005.
5. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М. : ТЦ Сфера, 2010.