Получи документы

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш» (2 фото)

Светлана Зайцева
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах, в словах, в предложениях, в скороговорках;

2) развивать фонематическое восприятие;

3) развивать мелкую моторику и общую моторику, координацию речи с движением, пространственную ориентировку;

4) развивать внимание, память, мышление;

Образовательные:

1) обучать умению выделять существенные признаки звука;

2) продолжать учить производить звуко-буквенный анализ слов, определять последовательность звуков в слове, преобразовывать слова;

Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме „Звук и буква Ш“» размещена в разделах

3) упражнять в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец);

4) познакомить детей с буквой Ш;

5) закрепить зрительный образ буквы Ш;

6) учить печатать букву в тетради;

Воспитательные:

1) воспитывать умение слушать взрослого;

2) воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга;

3) формировать положительную мотивацию на занятии;

Оборудование: картинка-символ звука [ш], домики гласных и согласных звуков, мольберт, магнитная доска, фишки-магниты (круги красного, синего и зелёного цвета, колокольчик, зачеркнутый колокольчик, мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация «Звук и буква Ш», набор для звуко-буквенного анализа на каждого ребенка (круги синего, зеленого и красного цветов, разрезная азбука), зеркала для индивидуальной работы на каждого ребенка, простые и цветные карандаши, счетные палочки, рабочие тетради детей.

План занятия:

I. Организационный момент, сообщение темы занятия.

Дидактическое упражнение «Назовите одинаковый звук в словах».

II. Основная часть:

1. Знакомство со звуком [ш], артикуляция и характеристика звука.

2. Дидактическое упражнение «Там шипит, тут шуршит».

3. Дидактическое упражнение «Крестики-нолики». Работа в тетрадях.

4. Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний»

5. Дидактическое упражнение «Определите место звука [ш] в словах». Работа в тетрадях.

6. Дидактическое упражнение «Выложите схему предложения» (с помощью счетных палочек).

7. Физкультминутка «Как живешь?»

8. Заучивание скороговорки с использованием приемов мнемотехники.

9. Знакомство с буквой Ш.

10. Печатание буквы Ш в тетради.

11. Звуко-буквенный анализ слова «мышка». Работа в тетрадях.

12. Дидактическое упражнение «Волшебные превращения»: преобразование слов «мышка-мошка-мишка».

III. Подведение итогов занятия, поощрение детей.

Ход занятия:

I. Организационный момент, сообщение темы занятия.

Дидактическое упражнение «Назовите одинаковый звук в словах».

- У меня для вас есть сюрприз - шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней? Слайд №2.

Логопед проговаривает названия предметов из шкатулки (мишка, подушка, шахматы, шляпа) с усилением голоса на звук [ш].

- Какой одинаковый звук вы слышите во всех этих словах? (Звук [ш]).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком [ш]. Артикуляция и характеристика звука.

- Змея ползет и шипит: шшш… Слайд №3.

- Ребята, давайте покажем, как она ползет и шипит. (Волнообразные движения правой, потом левой рукой в стороны, вперед с одновременным произнесением звука [ш]).

На магнитную доску логопед прикрепляет картинку-символ звука[ш].

- А теперь, ребята, посмотрите в зеркало и произнесите звук [ш].

- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? (Губы выдвигаются вперед, они похожи на «бублик»).

- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Язычок наверху и похож на «чашечку»). Покажите рукой, какой язык.

- Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? Почему? (Согласный, потому что и язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]).

На мольберте размещены домик гласных звуков и домик согласных звуков, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.

- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В домик согласных звуков).

- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (Фишкой синего цвета).

На магнитную доску рядом с картинкой-символом звука [ш] логопед прикрепляет синий кружок.

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш… (Воздух теплый).

- А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? (В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали).

- Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой).

На магнитную доску рядом с картинкой-символом звука [ш] логопед прикрепляет зачеркнутый колокольчик. Дети зачеркивают колокольчик в тетради.

- Запомните: звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой.

2. Дидактическое упражнение «Там шипит, тут шуршит». Слайды № 4-11.

Логопед читает стихотворение, а дети произносят звук [ш].

Там – шипит, тут - шуршит.

Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш…

Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…

А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…

Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…

Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…

Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…

То шипенье, то шуршанье…

Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…

(Е. Г. Карельская)

3. Дидактическое упражнение «Крестики-нолики».

У детей в тетради расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики».

Если логопед произносит слово со звуком [ш], то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Речевой материал: кошелек, конфета, дедушка, шампунь, ковш, штанга, петух, капюшон, охотник.

4. Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний». Слайд №12-14.

Дети по очереди называют предметы, изображённые на картинках.

- Назовите предмет, в названии которого нет звука [ш].

Шкаф, наушники, вишня, дельфин

Кошка, лягушка, конфета, машина

При правильном выборе картинка исчезает. При неправильном – картинка качается и раздается звуковой сигнал.

5. Дидактическое упражнение «Определите позицию звука [ш] в словах и отметьте на звуковой полоске»

В рабочей тетради дети закрашивают синим карандашом соответствующий квадратик.

Картинки: мешок, штанга, лягушка, машина, ковш, шуба.

6. Дидактическое упражнение «Выложите схему предложения» (с помощью счетных палочек)

- Сколько слов в предложении?

- Какое первое слово, втрое, третье? Выложим с помощью счетных палочек схему этого предложения.

Логопед чертит схему предложения на доске, а дети с помощью счётных палочек выкладывают схему на столах.

Речевой материал:

Маша кушает кашу. Миша пьёт вишнёвый компот. Бабушка шьёт штанишки Яше.

7. Физминутка «Как живешь?»

- Как живешь?

- Вот так!(дети показывают большие пальцы обеих рук, держа их вверх)

- Как идешь?

- Вот так! (маршируют)

- Как бежишь?

- Вот так! (бег на месте)

- Ночью спишь?

- Вот так! (ладошки соединяют вместе и кладут на них голову)

- Как берешь?

- Вот так! (прижимают ладошку к себе)

- Как даешь?

- Вот так! (ладошку от себя вперед)

- Как шалишь?

- Вот так!(надувают щечки и кулачками ударяют по ним)

- Как грозишь?

- Вот так! (грозят пальцем вперед или друг другу)

8. Заучивание скороговорки с использованием приемов мнемотехники.

Дети внимательно рассматривают мнемотаблицу, проговаривают названия картинок, которые на ней изображены, выделяя звук [ш] в словах. Слайд №15.

- А сейчас мы с вами выучим скороговорку.

Логопед медленно произносит скороговорку, указывая на подходящую картинку по тексту (2-3 раза).

Логопед и дети по очереди произносят часть скороговорки, соответствующую картинке. Затем очередность меняется.

Дети самостоятельно произносят скороговорку по мнемотаблице хором и небольшими группами.

У Мишутки - Мишки

Камешки и шишки.

У Пашутки – Пашки -

Шапки, пушки, шашки.

9. Знакомство с буквой Ш.

- Ребята, звук [ш] обозначается буквой Ш.

- Из каких элементов состоит буква? (Из 4-х палочек).

- Напишите букву Ш в воздухе, на ладошке.

- Выложите букву Ш из счетных палочек.

- А теперь построим букву Ш из пальцев рук.

Один, два, три, четыре, пять -

Будем буквы составлять.

Пальцы ручек выручайте –

Строить буквы помогайте!

Левая рука. Указательный, средний, безымянный пальцы направлены вверх. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Правая рука. Указательный палец правой руки прилегает к основанию указательного, среднего, безымянного пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш»

10. Печатание буквы Ш в тетради.

- Подготовим руки к работе. Возьмите карандаши. Покатайте карандаш между ладонями.

Карандаш катать я буду,

Может быть, огонь добуду.

- А теперь с двумя карандашами.

- Внимательно посмотрите, как я напишу букву Ш на доске – сверху вниз и слева направо. А теперь откройте тетрадки и попробуйте написать букву самостоятельно.

Проверить правильность посадки, положение тетради, как держат карандаш.

11. Звуко-буквенный анализ слова «мышка». Слайд №16.

Дети выкладывают слово с помощью букв и фишек.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Назовите 1-ый звук. Какой он?

- 2-ой звук. Какой он?

- 3-ий звук. Какой он?

- Назовите только гласные звуки.

- Назовите только согласные звуки.

- Выполните схему слова в тетради.

Фото «Звук и буква Ш»

12. Дидактическое упражнение «Волшебные превращения». Слайд №16.

- Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мошка» («мишка»).

- Что нужно поменять кроме буквы?

III. Подведение итогов занятия, поощрение детей. Слайд №17.

- Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем, что мы узнали о звуке [ш]:

• Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный);

• Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык);

• Звонкий или глухой? (глухой);

• Твёрдый или мягкий? (твёрдый);

• Каким цветом обозначаем? (синим).

Используемая литература:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

2. Карельская Е. Г.

Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев. – М. : Дрофа, 2007.

3. Кочугова Н. П. Звуки и буквы: Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. - АРКТИ, 2001.

4. Левина С. А., Тукачева С. И. Физкультминутки. – Волгогад: Учитель, 2005.

5. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш»
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 00:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД