МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]»

Ирина Ларионова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]»

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Ш – Ж.

Цель: Учить детей различать согласные звуки и буквы ш-ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Уточнить артикуляции звуков ш-ж, установить различия по звонкости-глухости, опираясь на зрительный и кинестетический анализаторы.

2. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

3. Совершенствовать навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах

4. Закреплять понятие о смыслоразличительной роли звуков и букв ш-ж.

5. Активизировать и обогащать словарный запас обучающихся.

6. Воспитывать навыки грамотного письма.

7. Воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование:

1. Индивидуальные зеркала.

2. Карточки с буквами ш, ж.

3. Слоговые таблицы.

4. Предметные картинки с изображением смешариков: Ёжик, Нюша.

5. Предметные картинки: жираф, ужи, жук, лягушка, кошка, мыши.

6. Предметные картинки, изображающие подарки: шары, машина, лыжи, журнал.

7. Таблица «План характеристики звуков».

8. Индивидуальные карточки: слова с пропущенными буквами, деформированные предложения.

9. Ручки.

10. Карточки со словами (Луша-лужа, уши-ужи, жар-шар).

11. Карточки со словарными словами (лягушка).

12. Магниты.

13. Смайлики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Основной этап.

1) Введение в тему:

Логопед : Я прочитаю чистоговорки. Внимательно послушайте их и ответьте на вопрос: «Какой звук слышится чаще всего

Мышка Наташка У ежа ежата

Скушала кашку. У ужа ужата.

В мышкиной плошке Не живут ужи,

Больше ни крошки. Где живут ежи.

Дети: [Ш] [Ж]

2) Сообщение темы занятия :

Логопед : Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня различать?

Дети: Сегодня на занятии мы будем различать звуки Ш-Ж.

3) Характеристика звуков.

У каждого ребёнка индивидуальное зеркало.

Логопед : Произносим звук Ж. Где стоит язычок? Воздушная струя встречает преграду или нет? Горлышко молчит или дрожит?

Дети: Язык в виде чашечки вверху, преграда – язык, горлышко дрожит.

Логопед : Дайте полную характеристику [Ж] (с опорой на таблицу).

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Аналогичная работа проводится со звуком [Ш].

Дети делают вывод, что [Ш] – согласный, глухой, твёрдый.

Логопед : Сравниваем, чем похожи и чем различаются звуки Ш-Ж?

Дети: Похожи тем, что они оба согласные и твёрдые, а различаются – [Ж]-звонкий, [Ш]-глухой.

4) Соотнесение звука с буквой.

Логопед : К нам на занятие пришли герои мультфильма (картинки Ёжика и Нюши).

Дети: угадывают героев и название мультфильма.

Логопед : Они просят научить их различать буквы Ш и Ж. Давайте им поможем! Определите, какой звук в слове ЁЖИК? Какой буквой обозначается [Ж]?

Дети: Буква Ж (один ребёнок пишет на доске).

Логопед : Определите, какой звук в слове Нюша? Какой буквой обозначается [Ш]?

Дети: Буква Ш (один ребёнок пишет на доске).

Логопед вывешивает на доску буквы Шш, Жж.

5) Работа со слоговыми таблицами.

Логопед : Нюша и Ёжик предлагают надуть шарики.

А А

Ш О Ж О

У У

И И

Дети: Читают слоги по цепочке.

Логопед : Хорошо мы надули шары, вот они и улетели. «Поймай шарики»

ша-жа-ша жо-шо-жо

жи-ши-жи шу-жу-шу

6) Игра «Буквы убежали» (индивидуальная работа по карточкам).

Логопед : Помогите Нюше и Ёжику правильно вставить буквы Ш-Ж.

Дети: Вставляют пропущенные буквы Ш-Ж в словах.

. уба, ка. а, ме. ок,. ук

лы. и,. апка, ко. а,. аба

ма. ина, кры. а, лу. а, руба. ка

Логопед : Проверяем.

Дети: Читают слова по одной строчке, проговаривая пропущенную букву.

Логопед : В каждой строчке найди лишнее слово. Почему?

Дети: Первое слово жук, т. к во всех словах буква Ш, в слове жук буква Ж

(шапка, лужа).

7) Игра «Кто к кому пришёл в гости?»

Детям раздаю предметные картинки с животными. Они выходят к доске, называют животного и ставят под картинкой Ёжика или Нюши, проговаривая: «Жук пришёл в гости к Ёжику, т. к. в слове жук звук Ж».

Нюша Ёжик

мыши жук

кошка жираф

лягушка ужи

Словарная работа со словом лягушка, ужи.

8) Физминутка.

Руки в стороны, в кулачок

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх, правую вверх.

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два.

Садиться нам пора.

9) Звуко-буквенный, звуко-слоговой анализ слов.

Логопед : У Смешариков был день рождения. Им подарили подарки. Отгадайте кому что подарили?

Бегут по дорожке

Я бываю разная: Доски и ножки. Чёрная и красная. (лыжи) Грузовая, легковая.

Кто же я такая?

(машина)

Он красивый, толстый очень.

Лёгкие, воздушные В нём узнаешь, что захочешь.

На ниточках висят. Я читать его устал.

Отпустишь, улетят (шарики) А зовут его … (журнал)

Дети отгадывают загадки, выходят к доске и чертят графические схемы слов-отгадок.

___ машина

___ ___ ___

ш

Вывод: Нюше подарили машинку и шарики, а Ёжику – лыжи и журнал.

10) Смыслоразличительная роль букв Ш-Ж в словах.

Логопед : Прочитайте слова, замените букву Ш на Ж и наоборот.

Луша –

жар –

уши –

Дети пишут на доске слова и объясняют их значения.

11) Работа с деформированными предложениями.

Логопед : Прочитайте предложения, проверьте, правильно ли Смешарики составили предложения. Если найдёте ошибки, исправьте их.

Дети работают по карточкам индивидуально, а затем читают исправленные предложения.

После дождя большая Луша.

Лужа надела шапку и шубу.

У больного сильный шар.

У Жени жёлтый жар.

У зайца длинные ужи.

Совсем не опасны уши.

Логопед : Важно ли правильно писать буквы в словах?

III. Итог занятия.

Логопед : Смешарики благодарят вас, ребята, за помощь! Давайте вспомним, чему вы учились на занятии?

Дети: Учились различать звуки и буквы Ш-Ж.

Логопед : Что понравилось вам на занятии? Какие задания вам было трудно выполнять? Выберите смайлик, который вам нравится и подарите его Смешарикам.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]»
Опубликовано: 23 августа 2023 в 18:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД