МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]»

Ирина Ларионова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]»

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Ш – Ж.

Цель: Учить детей различать согласные звуки и буквы ш-ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Уточнить артикуляции звуков ш-ж, установить различия по звонкости-глухости, опираясь на зрительный и кинестетический анализаторы.

2. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

3. Совершенствовать навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах

4. Закреплять понятие о смыслоразличительной роли звуков и букв ш-ж.

5. Активизировать и обогащать словарный запас обучающихся.

6. Воспитывать навыки грамотного письма.

7. Воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование:

1. Индивидуальные зеркала.

2. Карточки с буквами ш, ж.

3. Слоговые таблицы.

4. Предметные картинки с изображением смешариков: Ёжик, Нюша.

5. Предметные картинки: жираф, ужи, жук, лягушка, кошка, мыши.

6. Предметные картинки, изображающие подарки: шары, машина, лыжи, журнал.

7. Таблица «План характеристики звуков».

8. Индивидуальные карточки: слова с пропущенными буквами, деформированные предложения.

9. Ручки.

10. Карточки со словами (Луша-лужа, уши-ужи, жар-шар).

11. Карточки со словарными словами (лягушка).

12. Магниты.

13. Смайлики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Основной этап.

1) Введение в тему:

Логопед : Я прочитаю чистоговорки. Внимательно послушайте их и ответьте на вопрос: «Какой звук слышится чаще всего

Мышка Наташка У ежа ежата

Скушала кашку. У ужа ужата.

В мышкиной плошке Не живут ужи,

Больше ни крошки. Где живут ежи.

Дети: [Ш] [Ж]

2) Сообщение темы занятия :

Логопед : Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня различать?

Дети: Сегодня на занятии мы будем различать звуки Ш-Ж.

3) Характеристика звуков.

У каждого ребёнка индивидуальное зеркало.

Логопед : Произносим звук Ж. Где стоит язычок? Воздушная струя встречает преграду или нет? Горлышко молчит или дрожит?

Дети: Язык в виде чашечки вверху, преграда – язык, горлышко дрожит.

Логопед : Дайте полную характеристику [Ж] (с опорой на таблицу).

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Аналогичная работа проводится со звуком [Ш].

Дети делают вывод, что [Ш] – согласный, глухой, твёрдый.

Логопед : Сравниваем, чем похожи и чем различаются звуки Ш-Ж?

Дети: Похожи тем, что они оба согласные и твёрдые, а различаются – [Ж]-звонкий, [Ш]-глухой.

4) Соотнесение звука с буквой.

Логопед : К нам на занятие пришли герои мультфильма (картинки Ёжика и Нюши).

Дети: угадывают героев и название мультфильма.

Логопед : Они просят научить их различать буквы Ш и Ж. Давайте им поможем! Определите, какой звук в слове ЁЖИК? Какой буквой обозначается [Ж]?

Дети: Буква Ж (один ребёнок пишет на доске).

Логопед : Определите, какой звук в слове Нюша? Какой буквой обозначается [Ш]?

Дети: Буква Ш (один ребёнок пишет на доске).

Логопед вывешивает на доску буквы Шш, Жж.

5) Работа со слоговыми таблицами.

Логопед : Нюша и Ёжик предлагают надуть шарики.

А А

Ш О Ж О

У У

И И

Дети: Читают слоги по цепочке.

Логопед : Хорошо мы надули шары, вот они и улетели. «Поймай шарики»

ша-жа-ша жо-шо-жо

жи-ши-жи шу-жу-шу

6) Игра «Буквы убежали» (индивидуальная работа по карточкам).

Логопед : Помогите Нюше и Ёжику правильно вставить буквы Ш-Ж.

Дети: Вставляют пропущенные буквы Ш-Ж в словах.

. уба, ка. а, ме. ок,. ук

лы. и,. апка, ко. а,. аба

ма. ина, кры. а, лу. а, руба. ка

Логопед : Проверяем.

Дети: Читают слова по одной строчке, проговаривая пропущенную букву.

Логопед : В каждой строчке найди лишнее слово. Почему?

Дети: Первое слово жук, т. к во всех словах буква Ш, в слове жук буква Ж

(шапка, лужа).

7) Игра «Кто к кому пришёл в гости?»

Детям раздаю предметные картинки с животными. Они выходят к доске, называют животного и ставят под картинкой Ёжика или Нюши, проговаривая: «Жук пришёл в гости к Ёжику, т. к. в слове жук звук Ж».

Нюша Ёжик

мыши жук

кошка жираф

лягушка ужи

Словарная работа со словом лягушка, ужи.

8) Физминутка.

Руки в стороны, в кулачок

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх, правую вверх.

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два.

Садиться нам пора.

9) Звуко-буквенный, звуко-слоговой анализ слов.

Логопед : У Смешариков был день рождения. Им подарили подарки. Отгадайте кому что подарили?

Бегут по дорожке

Я бываю разная: Доски и ножки. Чёрная и красная. (лыжи) Грузовая, легковая.

Кто же я такая?

(машина)

Он красивый, толстый очень.

Лёгкие, воздушные В нём узнаешь, что захочешь.

На ниточках висят. Я читать его устал.

Отпустишь, улетят (шарики) А зовут его … (журнал)

Дети отгадывают загадки, выходят к доске и чертят графические схемы слов-отгадок.

___ машина

___ ___ ___

ш

Вывод: Нюше подарили машинку и шарики, а Ёжику – лыжи и журнал.

10) Смыслоразличительная роль букв Ш-Ж в словах.

Логопед : Прочитайте слова, замените букву Ш на Ж и наоборот.

Луша –

жар –

уши –

Дети пишут на доске слова и объясняют их значения.

11) Работа с деформированными предложениями.

Логопед : Прочитайте предложения, проверьте, правильно ли Смешарики составили предложения. Если найдёте ошибки, исправьте их.

Дети работают по карточкам индивидуально, а затем читают исправленные предложения.

После дождя большая Луша.

Лужа надела шапку и шубу.

У больного сильный шар.

У Жени жёлтый жар.

У зайца длинные ужи.

Совсем не опасны уши.

Логопед : Важно ли правильно писать буквы в словах?

III. Итог занятия.

Логопед : Смешарики благодарят вас, ребята, за помощь! Давайте вспомним, чему вы учились на занятии?

Дети: Учились различать звуки и буквы Ш-Ж.

Логопед : Что понравилось вам на занятии? Какие задания вам было трудно выполнять? Выберите смайлик, который вам нравится и подарите его Смешарикам.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]»
Опубликовано: 23 августа 2023 в 18:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ларионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД