Ирина Ларионова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Ш – Ж.
Цель: Учить детей различать согласные звуки и буквы ш-ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Уточнить артикуляции звуков ш-ж, установить различия по звонкости-глухости, опираясь на зрительный и кинестетический анализаторы.
2. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
3. Совершенствовать навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
4. Закреплять понятие о смыслоразличительной роли звуков и букв ш-ж.
5. Активизировать и обогащать словарный запас обучающихся.
6. Воспитывать навыки грамотного письма.
7. Воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование:
1. Индивидуальные зеркала.
2. Карточки с буквами ш, ж.
3. Слоговые таблицы.
4. Предметные картинки с изображением смешариков: Ёжик, Нюша.
5. Предметные картинки: жираф, ужи, жук, лягушка, кошка, мыши.
6. Предметные картинки, изображающие подарки: шары, машина, лыжи, журнал.
7. Таблица «План характеристики звуков».
8. Индивидуальные карточки: слова с пропущенными буквами, деформированные предложения.
9. Ручки.
10. Карточки со словами (Луша-лужа, уши-ужи, жар-шар).
11. Карточки со словарными словами (лягушка).
12. Магниты.
13. Смайлики.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Основной этап.
1) Введение в тему:
Логопед : Я прочитаю чистоговорки. Внимательно послушайте их и ответьте на вопрос: «Какой звук слышится чаще всего?»
Мышка Наташка У ежа ежата
Скушала кашку. У ужа ужата.
В мышкиной плошке Не живут ужи,
Больше ни крошки. Где живут ежи.
Дети: [Ш] [Ж]
2) Сообщение темы занятия :
Логопед : Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня различать?
Дети: Сегодня на занятии мы будем различать звуки Ш-Ж.
3) Характеристика звуков.
У каждого ребёнка индивидуальное зеркало.
Логопед : Произносим звук Ж. Где стоит язычок? Воздушная струя встречает преграду или нет? Горлышко молчит или дрожит?
Дети: Язык в виде чашечки вверху, преграда – язык, горлышко дрожит.
Логопед : Дайте полную характеристику [Ж] (с опорой на таблицу).
Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.
Аналогичная работа проводится со звуком [Ш].
Дети делают вывод, что [Ш] – согласный, глухой, твёрдый.
Логопед : Сравниваем, чем похожи и чем различаются звуки Ш-Ж?
Дети: Похожи тем, что они оба согласные и твёрдые, а различаются – [Ж]-звонкий, [Ш]-глухой.
4) Соотнесение звука с буквой.
Логопед : К нам на занятие пришли герои мультфильма (картинки Ёжика и Нюши).
Дети: угадывают героев и название мультфильма.
Логопед : Они просят научить их различать буквы Ш и Ж. Давайте им поможем! Определите, какой звук в слове ЁЖИК? Какой буквой обозначается [Ж]?
Дети: Буква Ж (один ребёнок пишет на доске).
Логопед : Определите, какой звук в слове Нюша? Какой буквой обозначается [Ш]?
Дети: Буква Ш (один ребёнок пишет на доске).
Логопед вывешивает на доску буквы Шш, Жж.
5) Работа со слоговыми таблицами.
Логопед : Нюша и Ёжик предлагают надуть шарики.
А А
Ш О Ж О
У У
И И
Дети: Читают слоги по цепочке.
Логопед : Хорошо мы надули шары, вот они и улетели. «Поймай шарики»
ша-жа-ша жо-шо-жо
жи-ши-жи шу-жу-шу
6) Игра «Буквы убежали» (индивидуальная работа по карточкам).
Логопед : Помогите Нюше и Ёжику правильно вставить буквы Ш-Ж.
Дети: Вставляют пропущенные буквы Ш-Ж в словах.
. уба, ка. а, ме. ок,. ук
лы. и,. апка, ко. а,. аба
ма. ина, кры. а, лу. а, руба. ка
Логопед : Проверяем.
Дети: Читают слова по одной строчке, проговаривая пропущенную букву.
Логопед : В каждой строчке найди лишнее слово. Почему?
Дети: Первое слово жук, т. к во всех словах буква Ш, в слове жук буква Ж
(шапка, лужа).
7) Игра «Кто к кому пришёл в гости?»
Детям раздаю предметные картинки с животными. Они выходят к доске, называют животного и ставят под картинкой Ёжика или Нюши, проговаривая: «Жук пришёл в гости к Ёжику, т. к. в слове жук звук Ж».
Нюша Ёжик
мыши жук
кошка жираф
лягушка ужи
Словарная работа со словом лягушка, ужи.
8) Физминутка.
Руки в стороны, в кулачок
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх, правую вверх.
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два.
Садиться нам пора.
9) Звуко-буквенный, звуко-слоговой анализ слов.
Логопед : У Смешариков был день рождения. Им подарили подарки. Отгадайте кому что подарили?
Бегут по дорожке
Я бываю разная: Доски и ножки. Чёрная и красная. (лыжи) Грузовая, легковая.
Кто же я такая?
(машина)
Он красивый, толстый очень.
Лёгкие, воздушные В нём узнаешь, что захочешь.
На ниточках висят. Я читать его устал.
Отпустишь, улетят (шарики) А зовут его … (журнал)
Дети отгадывают загадки, выходят к доске и чертят графические схемы слов-отгадок.
___ машина
___ ___ ___
ш
Вывод: Нюше подарили машинку и шарики, а Ёжику – лыжи и журнал.
10) Смыслоразличительная роль букв Ш-Ж в словах.
Логопед : Прочитайте слова, замените букву Ш на Ж и наоборот.
Луша –
жар –
уши –
Дети пишут на доске слова и объясняют их значения.
11) Работа с деформированными предложениями.
Логопед : Прочитайте предложения, проверьте, правильно ли Смешарики составили предложения. Если найдёте ошибки, исправьте их.
Дети работают по карточкам индивидуально, а затем читают исправленные предложения.
После дождя большая Луша.
Лужа надела шапку и шубу.
У больного сильный шар.
У Жени жёлтый жар.
У зайца длинные ужи.
Совсем не опасны уши.
Логопед : Важно ли правильно писать буквы в словах?
III. Итог занятия.
Логопед : Смешарики благодарят вас, ребята, за помощь! Давайте вспомним, чему вы учились на занятии?
Дети: Учились различать звуки и буквы Ш-Ж.
Логопед : Что понравилось вам на занятии? Какие задания вам было трудно выполнять? Выберите смайлик, который вам нравится и подарите его Смешарикам.