Светлана Тимофеева
Конспект логопедического занятия «Ателье «Пуговка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматического строя речи
для детей старшей группы с ОНР
на тему: «Ателье «Пуговка»
в рамках лексической темы «Одежда»
Цель: уточнение, расширение и активизация лексики по теме, совершенствование навыка словообразования.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– закреплять знания об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Ателье „Пуговка“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Пуговицы, пуговки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
- упражнять в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде;
- развивать навык образования и использования глаголов с различными приставками;
- обогащать словарный запас (многозначное слово «молния»);
коррекционно-развивающие:
– развивать тактильный и зрительный гнозис, логическое мышление, мелкую моторику, координацию речи с движениями;
коррекционно-воспитательные:
– формировать интерес к окружающему миру;
– воспитывать положительное отношение к деятельности, самостоятельность, активность, инициативность, умение внимательно слушать собеседника.
Оборудование: вывеска ателье «Пуговка», логотип ателье по количеству детей, Волшебный мешочек, кусочки разных материалов, предметы обстановки в швейной мастерской, пособие «Заказ на пошив» по количеству детей (на картоне справа лоскуток ткани, слева наложенные силуэтные изображения одежды, пособия для развития мелкой моторики «Юный портной» (шнуровка, предметные картинки по многозначности слова «молния» (явление природы, замок-молния, телеграмма-молния, пособие «4-й лишний» (по количеству детей); аудиозапись песни «Светит солнышко для всех», текст народной потешки «У Матрешиной сестрицы».
Предварительная работа: Экскурсия с родителями в магазин одежды, в ателье по пошиву одежды; беседа о назначении одежды, обуви, головных уборов; рассматривание и ощупывание лоскутков ткани в альбоме с коллекцией тканей; разучивание народной потешки «У Матрешиной сестрицы»; чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа», просмотр мультфильма «Штанишки с кармашками».
Ход занятия
I. Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона)
Дети заходят в группу под мелодию песни «Светит солнышко для всех».
Логопед приветствует детей и спрашивает о том, кто работает в ателье, швейной мастерской. Предлагает им попробовать себя в роли портных в ателье «Пуговка». Каждому ребенку прикрепляет логотип ателье.
II. Основная часть. Прежде, чем приступить к работе, логопед предлагает детям достать из Волшебного мешочка кусочек ткани, на ощупь узнать, и сказать, какую одежду они будут шить в своем ателье.
1. Упражнение «Из какого материала - какая одежда?». (Объявление темы занятия. Развитие тактильного гнозиса. Совершенствование грамматического строя: употребление относительных прилагательных).
Логопед просит детей ответить на вопрос «Что это за материал? Какую одежду вы будете шить?»
1 ребенок: Это шерсть. Я буду шить шерстяную одежду. (Каждый ребенок говорит о своем виде ткани: меховую, кожаную, ситцевую, трикотажную, драповую, шелковую).
Логопед: Молодцы! Каждый правильно определил материал и назвал одежду из него.
Дети проходят на свои «рабочие» места, садятся за столы.
2. Работа с пособием «Заказ на пошив» (Развитие зрительного восприятия; совершенствование грамматического строя: согласование прилагательных с существительными в роде).
Перед детьми лежит пособие «Заказ на пошив».
Логопед: Каждому из вас поступил заказ на пошив одежды. Определите, из какого материала заказчик хочет сшить одежду. Рассмотрите силуэты картинок, назовите, какую одежду вам заказали. Например: Мне заказали вельветовую юбку и вельветовые шорты.
1 ребенок: Мне заказали драповое пальто и драповую юбку.
2 ребенок: Мне заказали трикотажную футболку и трикотажные шорты.
3 ребенок: Мне заказали ситцевый сарафан и ситцевые трусы.
4 ребенок: Мне заказали шелковое платье и шелковую блузку.
5 ребенок: Мне заказали кожаный жилет и кожаные брюки.
6 ребенок: Мне заказали шерстяную кофту и шерстяной шарф.
7 ребенок: Мне заказали меховую шубу и меховые рукавицы.
3. Работа с пособием «Юный портной» (Развитие мелкой моторики пальцев рук. Совершенствование навыка образования и использования глаголов с различными приставками)
Дети выполняют задание на шнуровку. Предмет одежды и детали. Звучит аудиозапись песни «Светит солнышко для всех»
Логопед: А теперь каждый скажет, что он сделал.
1 ребенок: Я подшила юбку.
2 ребенок: Я пришил к карману пуговицу.
3 ребенок: Я вышил на кармане грибок.
4 ребенок: Я зашила платье.
5 ребенок: Я вышил на фартуке цветок.
6 ребенок: Я пришила к платью оборку.
7 ребенок: Я вшила в кофту замок-молнию.
Динамическая пауза «У Матрешиной сестрицы» (Дети выходят на ковер, выполняют заранее выученные движения в сопровождении речи).
У Матрешиной сестрицы (Дети шагают по кругу)
По деревне небылицы: (Скачут по кругу)
Ходит утка в юбке, (Идут вперевалку, изображая утку)
В теплом полушубке, (Потирают руками плечи)
Курочка в жилете, (Идут в другую сторону по кругу, руки сложены за спиной «хвостиком»)
Петушок - в берете, (Шагают, изображая петуха)
Коза – в сарафане, (Бегут по кругу, пальцами делают «рожки»)
Заинька – в кафтане, (Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, прыгают на месте)
А всех их пригоже (Кружатся на месте 2 раза в одну, 2 раза в другую сторону, пальцы-«рожки»)
Корова в рогоже.
4. Знакомство с многозначностью слова «молния». (Обогащение словарного запаса)
Логопед просит детей подумать, почему замок, который «вшила» в кофту Алина, называется «молния».
Логопед: Что еще можно назвать молнией? (Природное явление и срочную телеграмму)
На мольберте логопед закрепляет соответствующие картинки.
5. Упражнение «Невнимательный портняжка». (Развитие логического мышления. Совершенствование связной речи).
Логопед: Незнайка опять просит у вас помощи. Он, как и вы, пробовал работать портным, но заказчики почему-то оставались недовольны. Он постоянно путал заказы. Объясните, что перепутал Незнайка.
Дети работают с пособием «4-й лишний»
1 ребенок: Лишний берет. Это головной убор, а Незнайке заказывали одежду.
2 ребенок: Лишнее платье. Это нижняя одежда, а Незнайке заказывали верхнюю одежду.
3 ребенок: Лишний пиджак. Это мужская одежда, а Незнайке заказывали женскую одежду.
4 ребенок: Лишнее платье. Оно шелковое, а Незнайке заказывали шерстяную одежду.
5 ребенок: Лишние ботинки. Это обувь, а Незнайке заказывали одежду.
6 ребенок: Лишнее платье. Это одежда для взрослых, а Незнайке заказывали детскую одежду.
7 ребенок: Лишняя шуба. Это зимняя одежда, а Незнайке заказывали летнюю одежду.
III. Итог занятия Логопед говорит, что рабочий день в ателье подошел к концу, что портные хорошо потрудились. Предлагает вспомнить, чем они занимались, кому помогали, какую работу было интереснее выполнять.
Логопед: В награду за активность, самостоятельность и хорошие ответы вы получаете занимательные картинки.