Светлана Григорьева
Конспект логопедического досуга для детей старшей группы «Осеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осеннее путешествие». Данный материал будет полезен логопедам и воспитателям старших групп детского сада. Может быть использован на занятиях, досугах, в совместной деятельности с детьми по развитию речи и развитию грамматического строя речи. Способствует развитию у детей речи, логического мышления, внимания, памяти.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Интеграция образовательных областей:
1. Социально – коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Физическое развитие.
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о приметах осени, закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «грибы», «ягоды» и уточнить знания детей по темам, закреплять основные признаки осени; изменения, которые происходят осенью в растительном мире.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление представлений об овощах, фруктах, грибах, ягодах.
- уточнение, расширение, активизация словаря по теме;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных от названий овощей, закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. Коррекционные:
- развитие мелкой моторики
- развитие зрительного внимания и восприятия
- развитие связной речи
3. Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия;
- воспитание уважительного отношения друг к другу;
- воспитание дружественных отношений между детьми;
- формирование у детей желание принимать участие в досуге,
- создание положительного эмоционального настроя у детей при выполнении заданий и упражнений и благоприятного микроклимата на занятии.
4. Здоровьесберегающие:
- проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры, игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы, использование наглядного материала.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, овощах, фруктах, ягодах, беседа о дарах осени, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, дидактические и словесные игры на осеннюю тематику.
Материалы и оборудование:
- плакат «Портрет осени», иллюстрации с изображением осени;
- плакат - игра «Веселый повар»;
- картинки, зеркало для проведения артикуляционной гимнастики;
- муляжи овощей;
- загадки про овощи и фрукты;
- мультимедийная установка;
- презентация для детей;
- картинки с изображение овощей, фруктов, ягод, грибов;
- детская песня «Паровоз «Букашка»;
- запись стука колес поезда;
- запись спокойной музыки для дыхательной гимнастики;
-запись музыки для игры-эстафеты;
- дорожки с нашитыми на них цветами, спортивные стойки для игры-эстафеты.
Ход мероприятия:
Слайд 1. Дети входят в музыкальный зал под музыку и становятся в круг.
Организационный момент. Психологический настрой «Цепочка дружбы» (звучит спокойная мелодия).
Логопед : Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его. А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу хорошего настроения!
Слайд 2. Картинка. «Осеннее путешествие».
Логопед : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное осеннее путешествие. Согласны? Во время путешествия мы будем играть, выполнять задания, учиться говорить правильно и красиво.
А поедем мы на поезде, который с минуты на минуту отправляется в путь. Садись в поезд, занимайте свои места, поехали.
Дети становятся друг за другом, звучит запись детской песни «Паровоз «Букашка».
Слайд 3. Звучит музыка. Поезд едет.
Слайд 4. Картинка. Станция «Осенняя».
Логопед : Вот мы и приехали на первую станцию.
Станция «Осенняя»
Тучи по небу гуляют,
Птицы на юг улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.
Когда это бывает? (Осенью)
Беседа об осени. На магнитной доске большой плакат «Портрет осени».
Логопед : Посмотрите на этот необычный портрет, который приготовила для вас Королева осени и скажите :
Какой бывает погода осенью? (Погода осенью бывает разной : в начале осени теплая, солнечная; дождливая, ветреная, холодная поздней осенью).
Как одеваются люди осенью? (Люди одеваются теплее чем летом, потому что становится холодно. Они одевают теплые куртки, пальто, ботинки, сапоги, а потом еще шапки и перчатки).
Какие фрукты и овощи созревают осенью (В огороде созревают капуста, лук, морковь, свекла и т. д. Люди убирают урожай).
Почему многие птицы улетают от нас осенью? (Они улетают на зимовку в тёплые края, потому что становится холодно и исчезают насекомые, которыми эти птицы питаются). Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые страны? (Перелетные).
Чем заняты дикие животные в лесу осенью? (Они готовятся к зиме. Белка делает запасы орехов, грибов, желудей на зиму. Еж готовит себе на зиму теплую постель из листьев, мха, соломы, потому что он как и медведь впадает на зиму в спячку).
В какие игры можно играть детям осенью на улице? (В хорошую погоду можно поиграть с мячом, покататься на велосипеде, самокате, собрать красивые букеты из осенних листьев).
Слайд 5. Внимание на экран. На экране Королева Осень.
Логопед : Ребята, посмотрите, а вот и сама Королева Осень к нам в гости пришла, потому что вы правильно разгадали ее портрет. Она приготовила для нас необычные карточки и хочет посмотреть как вы выполняете гимнастику для язычка.
Цель: активизация артикуляционной моторики «Улыбка», «Трубочка», «Рыбка», «Хомяк», «Белка и орешки», «Поймай мышку», «Лошадка», «Индюк».
Дети подходят к большому зеркалу и выполняют артикуляционную гимнастику. (артикуляционная гимнастика выполняется с опорой на карточки).
Логопед предлагает детям продолжить путешествие.
Слайд 6. Звучит музыка. Поезд едет.
Слайд 7. Станция «Фруктовая».
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовутся просто - … (фрукты).
Слайд 8.
Логопед : Посмотрите! Кто это нас встречает? На экране Незнайка.
Представляете, в магазин привезли много разных фруктов.
Игра «Незнайкины покупки».
Незнайка купил фрукты и захотел их сосчитать, но забыл как.
Предложить детям сосчитать фрукты, которые купил Незнайка: яблоко, персик, банан, груша — считать с числами 1—5. (Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок и т. д.)
Какие красивые у Незнайки фрукты….
Лимон какой? – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Сливы – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, желтый, сладкий;
Мимические упражнения.
Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т. д.) . Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.
Следующая ситуация, когда фрукт свалился на голову.
Слайд 9. Игра «Веселый повар».
На магнитной доске большой плакат «Веселый повар» .
Логопед : Наш знакомый повар тоже сходил на рынок, купил фрукты и приготовил из низ разные угощения.
Посмотрите! Что же он для нас приготовил?
Сок из яблок, какой?
Пирог из груш какой?
Конфета из ананаса какая? и т. д.
Логопед : А сейчас мы с вами будем веселыми поварами и сварим вкусный компот!
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будим, мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Логопед предлагает детям продолжить путешествие.
Слайд 10. Звучит музыка. Поезд едет.
Слайд 11. Станция «Ягодно-грибная».
«Что в лукошко мы берём?».
Логопед говорит детям, что все грибы и ягоды перепутались в корзине. Нужно грибы положить в одно лукошко, а ягоды в другое.
Игра-эстафета. Дети делятся на две команды, одна команда собирает грибы, другая – ягоды. Дети перепрыгивают цветы на двух ногах (дорожки с нашитыми на них цветами, обегают «муравейники» (спортивные стойки) и из общей корзины выбирают по одной картинке с изображением грибов или ягод.
После объяснения правил игры.
Слайд 12. Музыка для эстафеты.
После эстафеты дети помогают логопеду убрать оборудование.
Логопед : Давайте посмотрим правильно мы разложили грибы и ягоды по корзинкам.
Логопед берет корзины с ягодами и грибами, проходит на ковер и предлагает детям присесть.
Логопед : Пришли мы с вами в лес, на полянку, давайте присядем, отдохнём и посмотрим какие грибы и ягоды мы насобирали.
Игра: «Съедобное-несъедобное».
Дети рассматривают картинки вместе с логопедом и комментируют :
подберезовик, подосиновик, лисички – съедобные грибы, а мухомор и поганки – несъедобные.
Клубника, малина, смородина – съедобные ягоды, а волчье лыко и вороний глаз – несъедобные.
Слайд 13. Дети сидят на ковре, звучит запись звуков осеннего леса.
Логопед : Послушайте звуки осеннего леса. Слышите? Вдохнём осенние ароматы.
Развитие дыхания
Дети на выдохе произносят предложения с интонацией восклицания:
- Какая замечательная погода!
- Как весело поют птички!
- Как чудесно пахнет осенний лес!
- Как красивы осенние листья!
Логопед : Вот мы с вами отдохнули, послушали звуки осеннего леса, а теперь пора отправляться дальше. Занимайте свои места в нашем поезде.
Дети занимают места в поезде и путешествие продолжается.
Слайд 14. Звучит музыка. Поезд едет.
Слайд 15. Станция «Овощная»
Здесь весною было пусто,
Летом же росли: капуста,
Помидоры, лук, картошка
Это всё сейчас в лукошке!
Постарайся, отгадай
Где же рос, наш урожай? (В огороде)
Верно! Предлагаю вам поиграть с овощами!
Логопед приносит корзинку с муляжами овощей: огурец, морковь, капуста, лук.
- Но сначала для зарядки, отгадайте - ка загадку:
В огороде на грядках они растут,
Как только созреют, урожай соберут. (Овощи).
-Правильно, ребятки, отгадали вы загадку.
Логопед вынимает предметы и кладет на стол, дети хором называют.
Затем логопед проводит игру.
Игра «День и ночь». На слово «Ночь», дети закрывают глаза, в это время убирается 2 предмета. После того ведущий говорит: «День». Дети открывают глаза, он спрашивает: «Чего не стало на столе?»
-На столе не стало моркови.
Логопед проводит сравнительный анализ начальной формы (именительный падеж) и образованной (родительный падеж, задавая вопрос:
-Что лежало на столе (морковь)
-Чего не стало (моркови).
Игра «Узнай и назови». (Согласование существительного с прилагательным)
Логопед : Посмотрите какие красивые карточки приготовила для нас Королева осень! Давайте с ними поиграем. Овощи поспели их нужно собрать.
Дети вместе с логопедом двигаются по залу. У детей в руках картинки с изображением овощей.
Логопед :
Дружно мы с ребятами все идём гулять,
Овощи поспели, их нужно собирать,
Кому не жалко - отдавай
Цвет правильно называй. Зеленый (красный, желтый и т. д.).
Логопеду в корзинку кладут картинку и отвечают:
- У меня зеленый огурец
- У меня зеленое яблоко и т. д.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не назовут картинки.
Слайд 16. А сейчас мы навестим нашего знакомого маленького Гномика и посмотрим, что же растёт у него на огороде.
Внимание на экран.
Вы помните? У нас с вами все предметы большие, а у Гномика маленькие.
На экране Игра «Огородик гнома». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
- У нас в огороде растет репа, а у гнома в огородике — репка. Огурец — огурчик, помидор — помидорчик, свекла — свеколка, баклажан — баклажанчик, лук — лучок, морковь — морковка, репа — репка, капуста — капусточка.
Логопед : Молодцы! Наше путешествие подходит к концу и мы отправляемся в обратную дорогу, в детский сад.
Слайд 17. Звучит музыка. Поезд едет.
Слайд 18. Итог занятия.
Логопед сообщает, что поезд вернулся обратно. Путешествие закончилось, просит детей вспомнить в каких местах они побывали.
Оценивается деятельность детей.
Логопед : Королеве Осени очень понравилось, как вы сегодня играли, отвечали на вопросы и наш паровозик «Букашка» привез от нее для вас угощения.
Логопед раздает угощения.