Бахтли
Конспект литературных источников «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.
Серебрякова Татьяна Александровна подчеркивала, что одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека, а творческий процесс рассматривается как особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм поисковой, исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект литературных источников „Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания окружающего мира.
Она выделила, основные особенности исследовательской деятельности детей :
-направлена на получение новых знаний о мире;
-способствует формированию системы знаний о природе;
-развивает познавательную активность;
-способствует развитию мыслительных процессов и операции;
-оказывает влияние на развитие речи.
Также автором были выделены четыре этапа в составлении элементарной исследовательской деятельности дошкольников.
Первый этап (вводный) – основными на данном этапе является следующие задачи:
-накопление детьми конкретных представлений о мире природы;
-формирование элементарной деятельности наблюдения;
Второй этап- ориентирован на решение следующих задач:
-детей учат понимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем;
-выдвигать положения о путях решения данной познавательной задачи;
-анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные стороны;
-устанавливать элементарные связи и отношения однозначного характера, где следствие явно вытекает из причины;
Третий этап- детей учат:
- детей учат устанавливать более сложные связи и зависимости;
- формируют у них понимание того, что одна и та же причина может быть в основе ряда изменений в мире природы.
Четвертый этап- дети обучаются:
- осуществлять анализ полученных результатов;
- формулировка выводов.
По Т. А. Серебряковой одна из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях ДОУ являются опыты.
Существуют несколько подходов к определению понятия «опыт». Психологи считали, что опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности. Педагоги считали, что наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Использование опытнической деятельности в системе организации экологической работы с детьми имеет огромное значение.
Во-первых, элементарная опытническая деятельность дошкольника является важнейшим средством удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности.
Во-вторых, проведение опытов рассматривается как элемент развивающего обучения, применяемый в работе с дошкольниками.
В-третьих, в процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе.
Автор в структуре опытнической деятельности выделил следующие компоненты:
- принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;
- ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах;
- отбор способов проверки выдвинутых предложений;
- проверка предположений;
- формулировка выводов.
Для того чтоб опытническая деятельность принесла положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
- четкость формулировки целей и задач опыта;
- представление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
- при проведении опытов с живыми объектами необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вред, ущерб подопытному объекту.
Все опыты, проводимые с дошкольниками, можно разделить на три категории:
-опыты с предметами неживой природы;
- опыты с растениями;
- опыты с животными.
Литература : Серебрякова Т. А. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» 5-е изд., Москва, издательский центр «Академия» 2013г.