ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА
Познавательно — исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимание. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое образование в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека, стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно – психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И теперь возникла необходимость воспитывать бережное отношение к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать ему. Экологическая воспитанность, любовь к природе означает понимание и познание природы. ФГОС ДО, программы дошкольного образования («Успех», «Мир открытий», «От рождения до школы» и др.) рекомендуют использование в работе с детьми познавательно – исследовательской деятельности, которое можно определить как целенаправленное восприятие ребенком новой информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты (экспериментирование). Во время организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста предполагается целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. В работе с детьми при организации познавательно – исследовательской деятельности используем наблюдения за животными, птицами, насекомыми, а также за сезонными изменениями в природе. Так, при наблюдении за кроликом предлагаем детям задания на выявление связей животного с окружающим миром, человеком: чем питается? (предлагаем детям покормить животное, разложив перед ним разные виды корма – морковь, капусту, свеклу); как человек ухаживает за кроликом, что человек делает из пуха кролика. Наблюдения за сезонными изменениями в природе продолжаются долго и осуществляются в естественной обстановке, поэтому возможностей для введения заданий экологического характера много. Мы задаем детям такие вопросы: как меняется поведение животных в зависимости от погоды, времени года, части суток; как человек оказывает помощь зимующим птицам и др. В ряде случаев развитие представлений осуществляется с помощью опытов. Опыты организовываем таким образом, чтобы изучаемый объект дети по возможности воспринимали всеми органами чувств. Это позволяет усилить эмоциональную составляющую наблюдений, что способствует формированию положительного отношения к наблюдаемому объекту. Так, при наблюдении за деревом предлагаем детям провести ладошкой по стволу (ствол гладкий или шероховатый, при наблюдении за травяным покровом – потрогать (травка шелковистая, при наблюдении за птицами – послушать их пение и т. п. Во время проведения опытов по выявлению результатов воздействия человека на природную среду, вместе с детьми выясняем, почему к весне снег на улице темнеет. Для этого приносим в помещение комочек снега, растапливаем его и после выпаривания воды с помощью лупы изучаем состав осадка. Возможности установить связь результатов опыта с явлениями, происходящими в природе многогранны. Иногда для объяснения тех или иных природных явлений информацию, полученную с помощью опыта, нам приходится дополнять и развивать. Так при проведении опыта по выявлению в почве воздуха, задаем детям следующие вопросы: нужен ли в почве воздух? Что делает человек, на полях, в огородах, чтобы в почве было достаточно воздуха? Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического воспитания является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В наше время основной акцент делается на воспитание бережного отношения к природе выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с родом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Таким образом, именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.