Светлана Касимцева
Консультация для родителей «Как использовать сказки в экологическом образовании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как использовать сказки в экологическом образовании дошкольника».
Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий.
Публикация «Консультация для родителей „Как использовать сказки в экологическом образовании дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Народные сказки во многом «экологичны» : в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.
Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков, когда зависимость людей от природы была более явной, чем сейчас. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные, культурные традиции и праздники.
Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей, по которым летают жаренные куропатки, и молочных рек с кисельными берегами. Часто спастись героям помогают широкие реки и дремучи леса. И это отражение нашего отношения к природе. Особое внимание уделяется животным – помощникам человека. Но они помогают только в определенных условиях. Например, чтобы спасти свою жизнь или жизнь своих детей. Отношение Емели к щуке или Старика к золотой рыбке. Что касается хищных животных, то в сказках они всегда враги.
Дети хорошо усваивают характеристики животных – героев сказок : волк – злой, заяц – трусливый, лиса – хитрая. Часто эти представления остаются у детей на всю жизнь. Поэтому в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с птицами и животными.
Во многих сказках присутствует деление животных на красивых и не красивых. Последние не вызывают сочувствия. Например в сказке «Дюймовочка» крот и жаба крайне неприятны. Такое отношение автора к персонажам передается и детям. А Э. Успенский сделал обаятельным и симпатичным крокодила Гену, чем вызвал у детей симпатию к этому животному.
Выбирая сказки нужно тщательно продумать их содержание. Если для общего развития ребенка подходят любые сказки, то для целей экологического образования следует отбирать те, которые наиболее точны в определении ценностей. Многие экологические и биологические понятия помогут объяснить сказки таких авторов, как Б. Заходер, В. Бианки, Н. Павлова. Их сказки и рассказы написаны именно с экологических позиций. Так в сказках Б. Заходера «Серая звездочка» - учит бережно относиться ко всем животным, независимо от их красоты; «Отшельник и Роза» объясняет понятие «симбиоз» (взаимовыгодное существование); «Кит и Кот» - рассказывает о разнообразии сред обитания и приспособленности к ним животных.
Чтение сказок оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка.