Светлана Бурцева
Статья «Значение краеведческого материала в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение краеведческого материала в экологическом образовании детей.
Любовь к природе - это сложное чувство, включающее эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рационально и бережно относиться к природе.
Публикация «Статья „Значение краеведческого материала в экологическом образовании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Знакомя детей с природой родного края, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызвать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».
Каждый объект родной природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах и рисунках и. т. д. Дети, живущие в сельской местности, имеют большие возможности наблюдать «чужое приволье». Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного и игрового творчества.
Во время общения с родной природой у ребенка формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развивать логическое мышление.
Общение с родной природой имеет и идейно- мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к родной природе имеют значения о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Бережное отношение к природе именно родного края связано с развитием наблюдательности, то есть, воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Формирование бережного отношения к природе своей местности, зависит и от способности эстетически воспринимать ее, то есть, уметь видеть и переживать красоту родной природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Таким образом, знакомя детей с природой родного края, педагог формирует их нравственное и эстетическое отношение к действительности.
Задача воспитания эмоционально – положительного отношения родной природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого отношения к ней. Это имеет огромное значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает, умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и. т. д.