Наталья Романова
Проект «Всезнай-ка» (Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный.
Срок реализации: долгосрочный
Состав участников: групповой.
Воспитатели: Романова Н. Н.
Учитель- логопед: Шленскова В. В. Учитель – дефектолог: Антонова Т. А.
Дошкольники подготовительной компенсирующей группы № 2
Актуальность
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Публикация «Проект „Всезнай-ка“ (Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Объем проекта : работа основывается на годовом планировании по самообразованию учителя-логопеда, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с октябрь по май, занятия планируются по одному в неделю.
Цели:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
3. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (почва, вода, снег, растения и т. д.).
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: наблюдения, словесные, практические, наглядные, игровые.
Сроки реализации: учебный год.
Участники: Дети, родители, воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
* Непосредственно образовательная деятельность;
* Продуктивная деятельность;
* Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
* Консультации. Буклеты. Совместная домашняя работа детей и родителей.
3. Формы работы с педагогами:
* Открытые занятия;
* Консультации.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Сформированность коммуникативных навыков.
Основные принципы организации детского экспериментирования :
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания и обучения.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Трудности в работе: Создание лаборатории.
Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
Планирование работы.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и речевое развитие.
Итог проекта : Викторина по сказкам с образами воды, воздуха, снега.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 2
Месяц Неделя Тема Цель
октябрь 1 неделя
Раздел: История воды и воздуха.
Такая разная вода
Продолжать знакомить детей с разнообразием воды в природе; закреплять умение самостоятельно формировать выводы; развивать мыслительные процессы – анализ, сравнение, обобщение.
2 неделя Раздел: История воды и воздуха.
Воздух влажный и сухой Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера; развивать мыслительные процессы.
3 неделя
4 неделя Раздел: Тайны живой природы.
«Чей домик?»
Раздел: «История измерения сыпучих тел»
Закреплять знания детей о месте обитания различных живых существ; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия; развивать любознательность.
Познакомить детей с историей измерения сыпучих веществ (измерения горстями). Научить детей измерять сыпучие продукты условной меркой.
Ноябрь 1 неделя Раздел: Тайны живой природы.
«Опавшие листья»
«Разгадываем секрет листьев» Продолжать знакомить детей с взаимосвязями в живой природе; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям.
Сформировать у детей представление о строении листьев дерева; продолжить учить выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиям.
2 неделя Раздел: Что мы знаем о себе? (Организм человека.)
«Легкие»
Раздел: Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины.)
«Из песка…» Сформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (Легкие); продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий; развивать познавательный интерес.
Продолжать учить детей использовать исследуемый объект (песок) в разных целях; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать интерес к объектам исследования.
3 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Вот она какая- вода!»
Раздел: Свойства сыпучих тел. Выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, ее значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей; развивать навыки проведения опытов; развивать доказательную речь.
Познакомить детей с историей измерения сыпучих веществ (измерения горстями). Научить детей измерять сыпучие продукты условной меркой.
4 неделя
Декабрь 1 неделя
Раздел: Тайны живой природы.
«Чем полезен холодный снег для растений? Формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.
2 неделя Раздел: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)
«Мерзнет ли песок?» Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность.
3неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Помощница вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством, продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера.
4 неделя Раздел: Что мы знаем о себе? (Организм человека.)
«Что «умеет» язычок?»
. Продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.
Январь 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Где прячется воздух?» Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.
2 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Какой бывает вода?» Закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятия «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная», «фильтрация»; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность.
3 неделя Раздел: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)
«Что на поверхности?» Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования.
4 неделя Раздел: Тайна живой природы (мир растений)
«Расти, семечко, расти!» Формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.
Февраль 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Узнаем о снеге»
Формировать навыки обследования снега. Продолжать формировать умения устанавливать причинно- следственные связи.
2 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Какого цвета зима?» Сформировать представление о свойствах льда и снега при взаимодействии с солнечным светом. Формировать умение составлять рассказ о личных наблюдениях
3 неделя Викторина по сказкам с образами воды, снега. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты проводимых опытов. Развивать практические навыки, формировать наблюдательность. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Формировать умения в построении связной речи.
4 неделя
Раздел: Тайна живой природы (мир растений)
«Сажаем лук» Продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода, и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования.
Март 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Водяные переливы» Продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в которой она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий.
2 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Почему тает снег?» Формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес.
3 неделя Раздел: Что мы знаем о себе?
«Ушки-подслушки» Продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес.
4 неделя Раздел: «Сыпучие вещества»
Познакомить детей с некоторыми видами сыпучих веществ, которые они употребляют в быту (сахарный песок, соль, перец, несколькими видами круп, мукой).
Апрель 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«На поиски воды» Продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес.
2 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Где прячется воздух?» Продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.
3 неделя Смотр – конкурс «Зеленый огород» Наблюдение за ростом и развитием овощных, цветочных культур. Создать композиционное представление огорода на окне. Создать информационную наглядность.
4 неделя Раздел: Тайны живой природы (мир животных)
«Птичьи дома» Формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезд); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность.
май 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Чистая вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера.
2 неделя Раздел: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)
Ищем клад (на прогулке). Продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.
3 неделя Раздел: История воды и воздуха.
«Из чего «сделаны» облака (на прогулке). Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность.
4 неделя Смотр – конкурс «Цветочная клумба» Пересадка цветочных культур на цветочные клумбы. Наблюдение и уход за ростом и развитием цветочных культур. Создать композиционное представление цветочной клумбы. Создать информационную наглядность.