Екатерина Шинкаренко
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми ФФНР «Беспорядок. Автоматизация звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Конспект
индивидуально - подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с детьми с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе
Тема: «Беспорядок». Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.
Составил: учитель – логопед
Шинкаренко Е. Е.
г. Советский
2020 г.
Тема: «Беспорядок». Автоматизация звуков [Л] в словах и словосочетаниях.
Вид занятия: тематическое.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми ФФНР „Беспорядок, Автоматизация звука [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Формы организации детей:. индивидуально - подгрупповая.
Цель: автоматизировать звук [Л] в словах и словосочетаниях у детей.
Задачи.
Коррекционно - образовательные:
1. Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звука [Л].
2. Закреплять умение определять позицию звука [Л] в словах.
3. Совершенствовать грамматический строй речи (формирование притяжательных прилагательных, уменьшительно ласкательных существительных).
4. Расширять, активизировать словарь с использованием национально – регионального компонента.
5. Упражнять в дифференциации согласных звуков [Л] – [Л`] в словах.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
2. Продолжать развивать фонематический слух.
3. Продолжать развивать речевое дыхание.
4. Совершенствовать зрительное восприятие.
5. Совершенствовать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки самоконтроля своей речи.
2. Содействовать в проявлении инициативности, самостоятельности.
3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному округу.
Образовательные области.
«Речевое развитие» - развитие компонентов устной речи: произносительная сторона, грамматический строй, связная речь.
«Социально - коммуникативное» - приобщение к нормам общения и взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.
«Познавательное развитие» - развитие познавательной деятельности.
«Физическое развитие» - развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование: 3 зеркала, компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, фланелеграф.
Демонстрационный материал: Игра "Дубль", игра - презентация "Что лишнее?", интерактивная игра "Собери снеговика", макет зимнего леса, аудиозаписи звуков метели, топот копыт, физкультурной минутки.
Раздаточный материал: снежинки с картинками на звук [Л], фигурки животных: лиса и лисенок, волк и волчонок, белка и бельчонок, лось и лосенок, олень и олененок, схемы для определения позиции звуков в слове; фломастеры.
Предполагаемый результат: положительная динамика в работе над автоматизацией звука [Л].
Ход КРД
Организационный момент (3 мин.)
Утреннее приветствие
В. : Ребята, к нам пришли гости.
Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг!
Дети приветствуют гостей. Вместе с логопедом проговаривают слова и выполняют движения:
Улыбаются,
Берутся за руки
Сообщение темы.
В. : Вы научились правильно произносить звук: Л.
Умение произносить звук в слова, покажем нашим гостям.
Д. : Л-л-л-л-л
Артикуляционная гимнастика
Выполним артикуляционную гимнастику.
Присаживайтесь на стульчики, возьмите зеркала.
Упражнения: "улыбка", "бегемот", "качели", "парус".
В. : Молодцы. Убирайте зеркала в кармашки.
Дети выполняют упражнения по показу логопеда.
Проблемная ситуация
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам КРД
Звучит звук метели, топота копыт, падают снежинки. На экране пробегает маленький олененок.
В. : Что же это происходит?
В. : Вы заметили, кто оставил следы?
Д. : Олененок.
В. : Правильно - олененок. Вот он проказник. Раскидал игры, которые я приготовила для занятия.
Как нам найти игры?
Варианты детей, предположения.
Д. : Пойти по следам.
В. : Конечно, вместе мы найдем игры.
Д. : У снежинок.
В. : Вот и след.
В. : Налетело много снежинок, поиграем с ними, только вот как?
Д. : Варианты детей.
Подуем на них.
В. : Вместе подуем на сугроб.
Д. : Дети сдувают снежинки.
Закрепление пройденного материала
Работа над воздушной струёй.
На столе лежат снежинки с картинками.
В. : Мы нашли 1 игру «Снежинки".
Назовите, что изображено на снежинке.
Д. : Произносят название картинок.
Лодка, лавка, ласты, ласточка, ландыш, ложка, лук, лыжи, луна, лопата, лак, лыжник, лапти, лапа, лампочка, ладони, лупа, лампа.
Выделение звука в начале слова.
В. : На какой звук начинается название картинки?
В. : Прекрасно! Я вами горжусь!
Д. : Название картинки начинаются на звук Л.
В. : Посмотрите, где еще следы?
Игра: Дубль – хантыйские предметы со звуками Л-Ль.
Дети встают со стульчиков, осматривают кабинет. Находят след, определяют следующее задание.
В. : Следы привели нас к игре - Дубль.
Словарь:
Чум, чувал, лабаз, елка, малица, лебедь, глухарь, луна, хант на олене, рога лося, лук и стрелы, лыжи, люлька, облас, шишка.
Д. : Воспитанники достают по очереди по одной карточке, рассматривают и называют картинку, такую, которая есть на карточке соседа.
В. : Еще лучше, чем прежде, у вас получается произносить звук Л.
В. : Продолжим наши поиски игр?
Д. : Да. Дети находят след.
В. : Вот и следующее задание.
Посмотрим, кто живёт в лесу?
Сделайте бинокли и посмотрите в лес.
Вы видите взрослых животных и их маленьких детёнышей?
Я вижу лису, и лисёнка.
Д. : Я вижу волка, и волчонка
Я вижу белку и бельчонка.
Я вижу лося и лосёнка.
В. : Работать с вами просто радость!
В. : Идем дальше по следам олененок?
Дети находят след, определяют следующую игру.
Самостоятельная работа
В. : Как называется жилище у волка?
Есть ли в звук [Л] в слове логово?
Определи место звука [Л] в слове - логово.
Логово волка - чьё?
Как называется жилище у медведя?
Определи место звука [Л] в слове - берлога.
Берлога медведя - чья?
Как называется жилище у белки?
Есть ли в звук [Л] в слове логово?
Определи место звука [Л] в слове - дупло.
Дупло белки - чьё?
Д. : Логово.
Логово волка-волчье.
Д. : Берлога.
Берлога медведя - медвежья.
Д. : Дупло. Дупло белки - беличье.
Дети определяют позицию звука в слове, указывают на схеме под картинкой.
В. : Здорово у вас получается.
Физкультурная минутка «Олененок»
В. : Долго след его искали и немножечко устали, про оленёнка мы споем и все вместе отдохнем.
В. : Олененок с мамой жил,
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на все он снова встал.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Поднимал и опускал.
Дети повторяют движения за логопедом
В. : Продолжаем?
Гимнастика для глаз
В. : Вот и след, снова у доски. Выполним гимнастику и для глаз. Следим глазами за снежинкой.
Дети следят глазами за движением снежинки по экрану.
Игра «Назови лишнее»
(презентация – интерактивная игра)
Перед вами будут появляться различные предметы обихода, а вы догадайтесь, что лишнее и почему?
В: Слайд.
1) Лопата, метла, тынзян – это аркан для ловли оленей, сплетенный из тонких полосок кожи. Петля на аркане затягивается с помощью костяного блока, имеющего два отверстия.
2) Сети, ножницы, швейная машинка – летом важную роль в хозяйстве играла и играет рыбная ловля. Традиционными орудиями лова служили неводы и ставные сети. Неводы снабжались поплавками из дерева или бересты и грузами в виде камней.
3) Чум, дом, изба – передвижное жилище охотников-оленеводов тайги.
Дети по очереди называют лишний предмет с объяснением
Если ребенок определил верно, часть встает на место.
Д. : Ответы детей.
Игра "Собери снеговика" Дифференциация звуков по твердости и мягкости
(презентация – интерактивная игра)
В. : Проскакав, олененок сломал снеговиков.
Посмотрите, а они не обычные, с картинками.
1 - с мягким звуком, 2-с твердым.
Д. : выходя по одному к экрану, выбирают ком снега с картинкой, в названии которой есть звук Ль, Л.
Необходимо определить твердость и мягкость звука "Л-Ль" в названии картинки.
В. : Прекрасно! Снеговики снова слеплены.
За ними прячется олененок. Наверное, он заблудился.
Кто мама олененка?
Как высчитаете, где мама олененка?
Д. : Олениха.
Д. : Мама олененка ждет в стойбище.
В. : Прекрасно! Олененку путь к маме указали.
Рефлексия
В. : Ребята, наше занятие подходит к завершению, что мы делали сегодня?
Для чего нужно было найти игры?
Д. : Ответы детей.
Шли по следам олененка.
Искали игры.
Наводили порядок.
Правильно произносили звук [Л].
В. : Замечательно выполнили все упражнения, показав гостям свои знания и умения. Попрощайтесь с гостями.