Марина Апаназова
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я в детском саду» для детей с ОВЗ ОНР III уровня в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я в детском саду».
Автор конспекта ННОД :
Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 236 г. Кемерово.
Участники коррекционно-развивающего занятия : дети с ОВЗ (ОНР III уровня) 6 -7 лет.
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Я в детском саду“ для детей с ОВЗ ОНР III уровня в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Социально-коммуникативное развитие» : уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, раз-витие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование адекватной самооценки.
Задачи ОО в интеграции:
• «Физическое развитие» : становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере; сохра-нение и укрепление физического и психического здоровья; развитие крупной и мелкой моторики, двигательной активности.
• «Речевое развитие» : активизация словаря; формирование грамматического строя речи, вербализация математических знаний.
• «Познавательное развитие» : расширение кругозора; развитие познавательных процессов: памяти, мышления, произвольного внимания, математических представлений; формирование первичных представлений о себе, сверстниках, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
• «Художественно-эстетическое» : развитие интереса к эстетической стороне предметного мира; содействие накоплению сенсорно-го опыта и обогащению чувственных впечатлений; формирование рефлексивных умений: выражение индивидуальных эмоциональные предпочтений пребывания в кругу сверстников и взрослых с помощью продуктивной и речевой деятельности.
Предпосылки учебной деятельности: формирование познавательных интересов и потребности в получении новой информации, зна-ний; овладение детьми общими способами действий: умение слушать и слышать взрослого, умение действовать согласно правилу, об-разцу, отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами; анализировать условия заданий и самостоятельно находить способы их решения; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; формировать умение подчинить свое поведение обстоятельствам; адекватно понимает оценку взрослого и сверстника.
Оборудование для педагога: колокольчики с различным звучанием; эфирное масло или веточка хвойного дерева; шкатулка с разнооб-разными мелкими предметами, подчё ркивающие естественную красоту природного материала или эстетичность рукотворного мира: ме-дальоны, подвески, ключики, бусинки, сухие плоды и косточки от различных растений, детальки от сборных игрушек и т. д. (10 и более шт.).
Оборудование для детей : столы и стулья, альбомный лист и цветные карандаши по количеству участников.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Ритуал начала занятия «Колокольчик».
Переливчато звучат колокольчики - дети со-бираются в круг.
Приветствие «Мы сегодня лёгкие, как пё-рышки!».
- Здравствуйте, мальчики и девочки. Давайте поприветствуем друг друга. Предлагаю встать парами по кругу.
Показ ведущего.
- Мы произносим наше традиционное привет-ствие: «Мы сегодня лёгкие, …- и поворачива-ясь, в паре, лёгким движение правой руки каса-емся кончиками пальцев друг друга, - и про-должаем - как пёрышки!».
Команды ведущего.
-А сейчас ласково и нежно вместе: «Мы сего-дня лёгкие, … повернулись, подняли правую ручку и коснулись пальчиками ваших рук - как пёрышки!».
- «Смена – перемена» - поменялись друг с другом местами, чтобы получились новые па-ры.
- И сейчас весело и задорно вместе: «Мы сего-дня лёгкие, …. как пёрышки!».
- Молодцы! А сейчас мы с вами выполним упражнение, которое повышает внимание, на-строение и работоспособность. Социально-коммуникативное разви-тие/Познавательное развитие / Фи-зическое развитие (коммуникатив-ная, игровая, дви-гательная дея-тельность) Ритуал «Коло-кольчик»
Приветст-вие «Мы сегодня лёгкие, как пёрышки»
Направ-ленное внимание
Слово
Движение
Развитие слухового внимания, сосредото-чения.
Развитие потребности в общение со сверст-никами и взрослым, умения вступать в контакт, сплочение детского коллектива.
Расширение кругозора
Активизация словаря
Вербализация матема-тических знаний
Формировать умения действовать по рече-вой инструкции
Способствовать раз-витию координации движений крупной и мелкой моторики.
Активно взаимодей-ствует со взрослым и сверстниками, участ-вует в совместной игре
Может подчиняться правилам и следовать со-циальным нормам поведения: следует инструкции, умеет слушать и слышать
Контролирует свои движения и управля-ет ими
Может использовать устную речь для вы-ражения своих мыс-лей, чувств, желаний
Обладает начальны-ми знаниями о себе, о социальном и природном мире, в котором он живет
Проявляет интерес в различных видах деятельности: игро-вой и познавательно-исследовательской
Упражнение «Лучики настроения».
Дети остаются в круге.
- Вы любите запахи природы? Они бываю разные: приятные и не очень, горькие и слад-кие, знакомые и неизвестные.
- Я предлагаю вам сейчас попробовать опреде-лить один из них.
- Протяните все вместе одну руку ладошкой вверх в центр круга, так чтобы кончики паль-цев сошлись вместе, как лучики, а я своей ла-дошкой прикрою их.
Ведущий быстрым движением берёт, приго-товленную веточку хвойного дерева, сжимает её и кладёт в круг из детских ладошек, при-крывая её своей ладошкой (запах уже распро-странится).
- Кому знаком этот запах?
Ведущий поддерживает полилог детей : «как в бане пахнет маслом», «Новый год», «ёлка», «у нас на даче», «спинку мама мажет»,- одоб-рением на всём протяжении беседы.
- Это запах хвои. Хвоинки – это очень узкие листочки, как иголочки. И деревья, на которых растут хвоинки, а не листочки, называются…
Ведущий даёт возможность детям само-стоятельно ответить.
- Хвойные – это верный ответ! А какие хвой-ные деревья вы знаете?
Ведущий поддерживает ответы детей : кедр, сосна, ель…
- А вы знаете, какими полезными свойствами для нашего организма они обладают? Ответы детей : при простуде, гриппе…
- Да, повышает сопротивляемость нашего ор-ганизма к болезням (иммунитет).
- А ещё эти удивительные растения, их аромат, улучшают память, внимание и физическую ак-тивность.
- Мы вдохнули запах хвои и подзарядились бодростью и отличным настроением, и готовы проверить наше внимание и ловкость. Садимся на ковёр по кругу. Социально-коммуникативное разви-тие/Познавательное разви-тие/Речевое/Физическое (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность) Упражне-ние «Лучи-ки на-строения»
Беседа «Хвойные деревья» Слово
Движение Развитие потребности в общение со сверст-никами и взрослым, умения вступать в контакт, сплочение детского коллектива.
Активизация воспри-ятия мира через орга-ны чувств
Стимулирование ре-чевого общения
Активизация словаря.
Развитие познава-тельных процессов (внимания, памяти)
Формирование пер-вичных представле-ний об окружающем мире: названии хвой-ных деревьев, - и о взаимосвязи природ-ных явлений: влияние эфирных масел хвой-ных деревьев на здо-ровье человека
Содействие в станов-лении у детей ценно-стей здорового образа жизни
Обладает развитой памятью, воображе-нием
Обладает начальны-ми знаниями о при-родном мире
Функциональные упражнения
Дети присаживаются на ковре по кругу.
- Я буду говорить и показывать движения, а вы внимательно слушайте и повторяйте движения. Готовы?
Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.
«Здравствуйте».
- Расположите правую руку перед собой. По-очерёдно соедините в кольцо большой палец руки с указательным, потом со средним, безы-мянным, мизинцем, приговаривая: «Здравст-вуйте, здравствуйте, здравствуйте», - точно так же как принято приветствовать друг друга при встречи у нас в обществе.
-Молодцы! Сделали на правой руке, теперь повторим эти же движения пальцев на левой.
Для усложнённого варианта задания ведущий предлагает выполнить движения одновремен-но двумя руками, под речевую инструкцию взрослого или самостоятельно.
«Лягушки».
- Положите руки перед собой. Одну сожмите в кулак, другую ладошкой вниз. По команде: «Ква!»- поменяйте положение рук и откройте кулак другой руки. Ой, какие ловкие! А ля-гушки – кулачки – какие воспитанные, квака-ют по-очереди, внимательно друг друга вы-слушивая.
Для усложнённого варианта задания ведущий предлагает следить за дыхание и «квакать» на выдохе, одновременно меняя положение рук «кулак-ладошка».
«Кулак- ребро-ладонь».
- Руки перед собой. Ладонь правой руки по команде «Кулак!» сжимаем в кулак, по команде «Ребро!» разворачиваем в горизонтальную плоскость «ребром» большим пальцем вверх, по команде «Ладонь!» кисть руки поворачивается расправленной ладошкой вниз.
Упражнение выполняется правой рукой, по-том левой, затем двумя руками.
- В следующий раз я вас познакомлю и с дру-гими упражнениями на координацию и лов-кость рук, которые помогут нам не только дружить со своим телом, но и развивать памя-ти и внимания. А сейчас, давайте поиграем. Физическое раз-витие/Речевое развитие (двига-тельная, комму-никативная дея-тельность) Кинезио-логические упражне-ния «Здравст-вуйте»,
«Лягуш-ки», «Ку-лак- ребро-ладонь» Слово
Движение Развитие мелкой мо-торики, умение коор-динировать речь и движение
Сохранение и укреп-ление физического и психического здоро-вья
Активизация взаимо-действия между пра-вым и левым полуша-риями головного моз-га
Становление целена-правленности и само-регуляции собствен-ных действий в двига-тельной сфере
Усвоение норм, при-нятых в обществе
Активизация словаря У ребёнка развита мелкая моторика
Может контролиро-вать движение паль-цев рук
Активно использует речь для самокон-троля
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид дея-тельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Подвижная игра на внимание «Зоопарк»
Дети стоят в кругу.
- Предлагаю игру «Зоопарк». Что такое зоо-парк? Это парк аттракционов? Это выставка игрушек? Нет?
Ведущий поддерживает полилог детей.
- Это дом (среда обитания) для животных, организованная человеком, где он заботится о своих питомцах.
- Предлагаю шесть животных: пони, лягушку, рака, зайца, а из птиц: аиста и синицу, а вы договоритесь, какие движения можно показать для каждого из животных.
Ведущий поощряет детей, которые предла-гают действительно характерные движе-ния. Например: для пони - остановиться, ударить носочком ноги об пол и прищёлкнуть язычком; для лягушки присесть широко рас-ставив колени, руки прямые ладошками вниз перед собой и подпрыгнуть; для зайца – со-гнуть руки в локтях перед собой и попрыгать на месте; для рака - осторожно пятиться, шагать назад; для синицы – отвести руки назад, помахать плавно кружась на месте; для аиста - остановиться, встать на одну ногу, руки в стороны.
- Двигаться будем осторожно, аккуратно. Так, чтобы не задеть друг друга.
- А теперь по команде «Пони!» или «Аист1», «Лягушка!» или «Заяц!», «Рак!» или «Сини-ца!» меняем движение, а если услышим хло-пок в ладоши просто замираем на месте.
После очередного хлопка ведущий замечает, как стало вокруг тихо и предлагает поиг-рать в «Тихие игры», Познавательное развитие / Физиче-ское развитие / ре-чевое разви-тие/Социально-коммуникативное развитие (игровая, коммуникативная, двигательная дея-тельность) Подвижная игра на внимание, ролевая гимнастика
Беседа «Зоопарк» Формирование пер-вичных представле-ний об окружающем мире: забота человека о животных в город-ских условиях
Развитие познава-тельных процессов (внимания, памяти)
Активизация словаря
Формирование основ безопасного поведе-ния в быту
Развитие общения и взаимодействия ре-бенка со сверстника-ми: умение вступать в контакт, договари-ваться
Становление целена-правленности и само-регуляции собствен-ных действий в двига-тельной сфере
Создание образа с по-мощью пластических средств
Обладает начальны-ми знаниями о при-родном мире
У ребёнка развита крупная моторика
Активно взаимодей-ствует со сверстни-ками, участвует в совместной игре и соблюдает правила безопасного поведе-ния в деятельности, Способен договари-ваться
Игровые задания «Тихие игры».
«Тишина»
Дети присаживаются на ковре по кругу.
- А что такое тишина?
Ведущий поддерживает полилог детей.
- Да, это когда вокруг нас не слышно звуков.
- Как вы думаете, а в детском саду бывает полная тишина? Давайте послушаем – всего полминутки – 30 секунд!
- Раз, два, три расскажи!
Ведущий по кругу спрашивает каждого ре-бёнка, что он слыша, обращая внимание на звуки в самой комнате, за дверью, за окном на улице.
- Вот какая пощница – тишина! Чтобы тебя услышали, оказывается не надо кричать, можно просто тихо друг с другом разговари-вать. Сейчас мы это попробуем сделать в сле-дующем игровом задании.
«Шкатулочка»
- В тишине, по очереди, каждый открывает шкатулочку, выбирает предмет, берёт его в руки и передают его рядом сидящему ребён-ку с торжественным видом, сосед принимает предмет как подарок и благодарит наклоном головы, улыбкой и кладёт этот предмет-подарок обратно в шкатулку. И тут же выби-рает предмет для своего соседа, дарит и всё повторяется вновь – подарок принимается с благодарностью, кладётся в шкатулочку и выбирается другой предмет для следующего игрока и так пока шкатулочка не вернётся к первому игроку – шкатулка закрывается.
Ведущий сопровождает инструкцию к зада-нию показом своих действий с предметом и соответствующей мимикой. Во время игры тоже старается помочь ходу игры с помо-щью направляющих движений или шёпота. После завершённого круга, когда шкатулку закрыли, ведущий задаёт вопросы.
- Кому понравилось дарить подарки, а кому получать? А может просто выбирать?
- Кто запомнил, какие подарки получили де-ти? Кто запомнил все подарки и готов их на-звать? Сколько всего было подарено предме-тов? Кто первый подарил, а кто последний?
Ведущий может заменить вопросы на опи-сание предметов и их назначения или выясне-ния мотивов и цели выбора предметов.
- А сейчас наши «тихие игры» помогут вы-полнить следующее, последнее задание. Про-ходим и садимся за столы.
Социально-коммуникативное развитие /Познавательное развитие/ Речевое развитие / Художе-ственно-эстетическое раз-витие (игровая, коммуникативная деятельность, вос-приятие предметов рукотворного мира) Игровые задания «Тихие иг-ры» Направ-ленное внимание
Движение
Слово Содействие в разви-тии социальной ком-петентности: установ-ление контакта, вы-ражение чувств пан-томимическим спосо-бом, положительного отношения к себе и сверстникам
Развитие познава-тельных процессов (внимания, памяти)
Формирование мате-матических представ-лений
Стимулирование ре-чевого развития: об-суждение детьми со-держания и действий, в которые они вовле-чены
Развитие интереса к эстетической стороне предметного мира
Содействие накопле-нию сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений
Развитие мелкой мо-торики.
Сохранение и укреп-ление физического и психического здоро-вья
Развита крупная мо-торика
Владеет основными движениями
Может контролиро-вать свои движения и управлять ими
Обладает элемен-тарными представ-лениями из области живой природы и математики
Сформирована адек-ватная самооценка
Обладает установкой положительного от-ношения к миру, другим людям и са-мому себе
Способен к волевым усилиям, учитывать интересы и чувства других
Проявляет любозна-тельность, склонен наблюдать
Способен к приня-тию собственных решений, на основе своих знаний и уме-ний в различных ви-дах деятельности
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД Образовательная об-ласть (вид деятельно-сти) Формы ра-боты Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характери-стики)
Рисование «Я в детском саду».
- Ребята, мы играли в «Тишину» и определяли звуки в разных уголках нашего детского сада, а ведь можно представить и себя самого в раз-личных помещениях детского сада, там, где вы бываете с мамами и папами, воспитателями и с педагогами: по физической культуре, рисованию, музыке, т. д.
- Перед вами альбомный лист и карандаши. Тема вашего рисунка «Я в детском саду». На-рисуйте себя в том месте детского сада, где вы хотели бы быть.
Ребёнок с готовым рисунком рассказывает, что и почему он это нарисовал. Ведущий по-ощряет высказывание детей одобрительными и заинтересованными в сюжете откликами. На листе с рисунком делает запись фразы со слов ребё нка: «Я в бассейне» или «Я на прогул-ке», или «Я в группе».
Ведущий для себя отмечает количество эмо-циональных предпочтений детей, преоблада-ние оттенков цветовой гаммы, наличие взрос-лых и детей, садовской или внесадовской те-матики в содержании рисунках, творческий характер сюжетов.
Ритуал «До скорой встречи»
- Наше занятие подошло к концу.
Ведущий отмечает достижения каждого ре-бёнка
- Мне понравилось, как вы сегодня занима-лись. Петя был очень внимательным, Ваня и Саша угадали аромат в упражнении «Лучики настроения», а Витя сегодня ловко справился с пальчиковой гимнастикой! и т. д.
- А какое задание тебе (имя ребёнка) запом-нилось, что тебе (имя ребёнка) показалось са-мым лёгким, а тебе самым трудным (имя ре-бёнка, а каким интересным делом вы хотели бы ещё раз заняться?
- Вот и замечательно! Я приглашаю вас на следующее занятие! До скорой встречи! Социально-коммуникативное раз-витие /Речевое разви-тии / Художественно-эстетическое развитие (рисунок, продуктив-ная, коммуникативная деятельность) Рисование «Я в детском саду»
Беседа
Слово
Альбомный лист
Карандаши цветные
Развитие социаль-ного и эмоцио-нального интеллек-та
Формирование аде-кватной самооцен-ки
Формирование рефлексивных уме-ний: выражение индивидуальных эмоциональные предпочтений пре-бывания в кругу сверстников и взрослых с помо-щью продуктивной и речевой деятель-ности
Стимулирование монологичной сто-роны речевого вы-сказывания
Содействие накоп-лению сенсорного опыта и обогаще-нию чувственных впечатлений
Развитие мелкой моторики.
Сохранение и ук-репление психоло-гического здоровья
Использует речь для вы-ражения своих мыс-лей, чувств, желаний
Складыва-ются пред-посылки грамотности
Склонен на-блюдать
Способен к принятию собственных решений, на основе сво-их знаний и умений в различных видах дея-тельности
Умеет под-чиняться правилами
Обладает адекватной самооценкой
Переносит свой опыт на анало-гичные си-туациях
Использует опыт других в своей дея-тельности