Валентина Бражнова
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе детей с нарушением зрения «Наши умные помощники» (органы чувств)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе с нарушением зрения «Наши умные помощники» (органы чувств).
Валентина Бражнова
Публикация «Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе детей с нарушением зрения „Наши умные помощники“ (органы чувств)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Осанка. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, дать детям представление об органах чувств, как наших помощников в познании окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей представление оважности органов чувств, бережном отношении к своему организму;
Обобщать имеющиеся знания о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы;
Коррекционно- развивающие:
развивать сенсорные способности у детей;
Стимулировать органы чувств : слух, зрение, осязание, обоняние, вкус;
Вызывать желание узнавать новое путем экспериментирования;
Обобщить и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека : зрение, слух, вкус, обоняние, осязание;
Развивать умение ориентироваться в пространстве;
Развивать зрительную память;
Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, умение делать выводы.
Воспитательные:
Прививать дружелюбное отношение к сверстникам, умение работать в микрогруппах;
Воспитывать умение слушать товарищей, дополняя их ответы;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Оборудование:
Демонстрационный материал: конверт с письмом; схема группы с указанием мест нахождения загадок; картинки: глаз, ухо, нос, язык, рука; маски для глаз; кукла, «Чудесный мешочек» с предметами различной структуры поверхности; аудиозапись с различными звуками; лук, чеснок, яблоко, лимон, огурец, духи – для определения вкуса и запаха; бутылочки, с холодной и теплой водой; сухие и мокрые ватные диски.
Раздаточный материал: маски.
Ход НОД:
Дети входят в группу, здороваются.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте посмотри на них, подарим им свою очаровательную улыбку. Да, я чуть не забыла, нам утром принесли письмо, но я встречала гостей и не успела его прочесть. Давайте почитаем вместе. А кто интересно нам его мог написать? И что тут нарисовано на конверте?
Дети рассматривают конверт с картинками – медицинский колпак, очки, трубка- фонендоскоп.
Вос-ль: Ребята от кого письмо? Ответы детей.
Вос-ль: Давайте прочтем письмо.
«Ребята, я так хотел прийти к вам в гости, поиграть с вами и рассказать вам о наших умных помощниках, благодаря которым мы познаем наш чудесный полный красок и звуков мир. Меня снова вызвали в Африку, заболели обезьянки. Но я придумал как вам помочь. Я побывал у вас в группе перед отъездом и спрятал записки- загадки. Вы их найдете, отгадаете и много нового узнаете. Удачи».
Вос-ль: Ребята здесь в письме есть какая-то схема, давайте посмотрим ее и разберемся.
Дети выясняют, что это план группы. Что в определё нных местах нарисованы цифры: 1,2,3,4,5.
Вос-ль: Как вы думаете, под какой цифрой конверт мы будем искать вначале? Конечно под цифрой-1. Мы разделимся на пары и будем искать конверты в парах.
Дети делятся на пары посредством парных картинок, и первая пара ищет конверт под цифрой 1. Находят первый конверт с загадкой:
Наши два окошка, сами закрываются.
А с восходом солнца сами открываются.
Дети отгадывают загадку. На доске висит картинка с изображением глаза. Воспитатель просит детей рассказать о строении глаза (глазное яблоко, зрачок, радужная оболочка, веки, ресницы, брови). Для чего нужны брови, ресницы, веки, зрачок. Глаза это наше зрение.
Вос-ль: ребята, а ведь как трудно слепым людям, они ничего не видят. Давайте встанем в пары, повернемся друг к другу и поздороваемся. А теперь оденем на глаза маски, и снова поздороваемся. Трудно? Конечно. Снимаем маски. У меня для вас задание:
Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или машина?
Как вы определили? (посмотрели глазами) Значит, что могут определить глаза?
Вывод: глаза могут определять расстояние.
Найдите и ответьте где большая игрушка, а где маленькая? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза?
Вывод: глаза могут определять размер.
Что это за геометрическая фигура? А эта?
Вывод: глаза могут определять форму.
Дайте мне синий кубик. А теперь желтый. Как вы узнали, что это синий, желтый кубик? Что могут глаза?
Вывод: глаза могут определять цвет.
Значит, с помощью зрения мы можем видеть цвет, форму, размер, расстояние между предметами.
Вывод- глаза орган зрения.
Игра «Чего не стало?»- дети запоминают 5-6 предметов, стоящих в ряд, закрывают глаза, вос-ль убирает вначале одну игрушку, позже две. Дети снимают маску, смотрят и называют, какие игрушки исчезли
Я сейчас буду описывать игрушку, а вы наденьте маски и представьте ее себе. (Описывает лягушку, куклу)
Куклу я вам описала? А теперь снимите маски и посмотрите, как выглядит кукла, когда вы видите его своими глазами. Какая кукла красивее, та которую я вам описала, или та, которую вы видите? Ребята, есть хорошая пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Наши глаза надо беречь, а для этого надо знать, что для них хорошо, а что плохо.
Игра с элементами ТРИЗ: «Что для глаз хорошо, что плохо».
Плохо (трогать глаза грязными руками; близко смотреть телевизор; долго сидеть около компьютера; читать лежа, читать при тусклом свете; читать на ходу, читать при свечах). Хорошо (тренировать глаза с помощью физкультминутки; гулять на свежем воздухе; есть витамины; читать при свете, промывать глаза по утрам; вовремя ложиться спать).
Ребята, а ещё для того, чтобы наши глаза хорошо видели и не болели, надо делать специальную гимнастику.
Зрительная гимнастика: «Любопытная Варвара».
Гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»
Смотрит влево, смотрит вправо, -движение глаз влево-вправо
Смотрит вверх, смотрит вниз. - движение глаз вверх- вниз
Лишь присела на карниз, - переводим взгляд к носу
Кубарем скатилась вниз. -круговые движения глазами.
Ну а теперь будем искать письмо под цифрой- 2.
Дети по схеме находят второй конверт.
Воспитатель читает загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле …
Дети отгадывают загадку.
Наши ушки очень сложный орган. Мы с вами видим только его наружную часть, которая называется – ушная раковина. А почему она называется раковина? Уши немного торчат- для чего?
Вос-ль: а для чего нам нужны уши?
Ответы детей.
Вывод- уши орган слуха
А давайте присядем, послушаем звуки и попробуем их угадать.
В записи звуки шум воды, пение птиц, голоса зверей, музыкальных инструментов…
А как мы будем беречь свои ушки?
Ответы детей.
п/и «Угадай по голосу»- ребенок называет имя водящего, а тот узнает голос и говорит –это Саша и т. д.
Давайте искать следующий конверт под №3.
Загадка:
Вот гора, а у горы,
Две глубокие норы,
В этих норах воздух ходит,
То заходит, то выходит.
Правильно, это нос. А нос нам для чего?
Нос, чтобы дышать и различать запахи.
Давайте проведем эксперимент. Вы одеваете маски, и по запаху определяете то, что я вам дам понюхать. (чеснок, лук, апельсин, лимон, духи).
А могут запахи предостеречь беду?
Дым, испорченные продукты, неприятные запахи.
Как беречь свой нос?
А сейчас мы проведем дыхательную гимнастику.
Продолжаем поиски. Ищем конверт №4.
Читаем загадку:
Если б не было его,
Не сказали б ничего.
Правильно это язык. Для чего же нам язык? Разговаривать, чувствовать вкус еды, есть.
Вывод- язык орган вкуса.
Давайте проверим, умеем ли мы правильно пользоваться своим языком. Повторите за мной скороговорку:
От топота копыт пыль по полю летит
А сейчас мы снова проведем эксперимент. Снова одеваем наши любимые маски, я вам дам попробовать некоторые продукты питания, а вы мне скажите, что вы попробовали, и какой он на вкус.
Дети одевают маски и пробуют (яблоко, лимон, апельсин, соленый огурец, лук).
Вос-ль: снимаем маски. Вы попробовали продукты. Давайте вспомним какие продукты на вкус- кислые, сладкие, горькие, соленые. Наш язык устроен так, что горькое он чувствует на корне языка, кислое- на глубоких краях, соленое- на передних краях, а сладкое- на кончике языка.
Как беречь язык?
Не есть очень горячую пищу;
Не совать в рот острые предметы;
Не пробовать без разрешения взрослых то, чего никогда не ел.
Когда чистишь зубы, чисти язык от основания к кончику языка.
И наконец ищем последний конверт №5.
Загадка:
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем
Потому, что это …
Молодцы, угадали.
Ребята, а для чего нам нужна кожа? (она нас защищает от жары, холода, от микробов, ожогов, ударов).
Мы решили обследовать какой-то предмет, что мы будем делать (трогать руками).
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек». Какая часть тела нам поможет в этой игре? Конечно же руки.
Вы называете предмет и говорите каким вы его ощущаете.
Дети поочерёдно называют предмет и его структуру – гладкий, шероховатый, мягкий, твердый.
А вот в контейнере у меня лежат ватные диски, проверьте какие они? (мокрые, сухие).
Обследуйте бутылочки с водой холодная, горячая.
Как нужно беречь свою кожу?
Не пользоваться острыми и колющими предметами;
Не перегревать и не переохлаждать кожу;
Беречь от ожогов, ударов, различных ран.
А еще наши руки умеют играть.
Пальчиковая гимнастика: «Гномики».
Жили — были гномики (большим и указательным пальцем показываем, какие они маленькие)
В расчудесном домике (кончики пальцев обеих рук соединяются, образуя треугольник).
Папа-гном дрова рубил (на ладошку одной руки постукиваем краем ладони другой руки,
Гном-сынок их в дом носил (хватательные движения руками,
Мама-гном суп варила (двумя ладошками делаем чашку,
Дочка-гном его солила (имитируем посыпание солью,
Гномик-бабушка вязала (имитируем вязание на спицах,
Гномик-тётушка стирала (потираем ладошки друг о друга,
Дед окошко открывал,
всех знакомых в гости звал (жест приглашения).
Наконец мы нашли все письма и теперь знаем, что наши умные помощники это- дети перечисляют глаза, уши, язык, нос и кожа. Благодаря глазам мы, ушам, носу, языку, коже. Благодаря этим органам, мы познаем наш удивительный прекрасный, мир.
Ребята, а давайте сделаем Айболиту подарок. Очень важно, чтобы Айболит убедился, что мы теперь точно знаем, кто наши «умные помощники», и для чего они нам нужны. Мы сделаем папку – передвижку и приклеим на нее картинки органов чувств, а под ними, картинки, которые изображают, для чего же нам нужны эти органы. За дело друзья!
Нам пришло письмо от…
Айбалита!
Давайте разбираться со схемой.
Угадали – это орган зрения.
А сейчас игра на зрительную память, «Чего не тало».
Так какую же игрушку я убрала?
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - описание куклы.
Какие звуки вы слышите? – аудиозапись.
А теперь игра «Угадай чей голос?».
Определи на запах, что это?
…А на вкус?
Будем делать подарок для Айболита.
Папка – передвижка. Теперь Айболит увидит, что мы много узнали и поняли!