Елена Анохина
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Удивительное путешествие в Царство воды и песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-развивающего занятия
с применением метода сенсорной интеграции
«Удивительное путешествие в Царство воды и песка»
Анохина Елена Александровна,
педагог-психолог
Пояснительная записка
В последние несколько лет, резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Удивительное путешествие в Царство воды и песка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального и речевого развития.
Сенсорная интеграция — это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.
Целью метода сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.
Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы 5 органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними адаптация среды с учётом потребностей ребёнка.
Следует внимательно наблюдать за ребёнком и предоставить ему выбор широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы.
Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях различные сенсорные игры и упражнения.
Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка.
Коррекционно - развивающую работу в данном направлении можно проиллюстрировать следующим комплексом специальных игр и упражнений
Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения.
Цель этого занятия
- формировать элементарные представления о растительном и животном мире морей и океанов; коммуникативные навыки, умение вербально и не вербально общаться, фантазировать;
- расширить знания детей о море как о сложной экосистеме со своими законами и условиями для существования всех его жителей;
- способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей, преодолению эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижению физического и психоэмоционального напряжения;
- развивать творческое воображение, умение перевоплощаться, входить в образ морских жителей в играх и релаксационных упражнениях; устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, цветовосприятие, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности;
- создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей;
- закрепить правила обращения с песком, водой;
- воспитывать экологически целесообразное поведение, любовь к природе, интерес к предлагаемой деятельности, умение замечать красоту, любоваться ею, желание воспроизводить свои впечатления нетрадиционными средствами.
Материалы:
Музыкальное сопровождение
ИКТ презентации
Цветные шарики
«Морская царевна» (интерактивная игрушка - рыбка)
Атрибуты моря: камни, морские, ракушки, искусственные водоросли.
Мелкие игрушки обитателей моря: рыбы, медузы, крабы, черепахи, осьминоги и т. д.
Сказочные домики
Песок
Трубочки для коктейлей,
Ящики для работы с песком,
Тарелки
Разновидности Морской капусты
2 небольших Аквариума
Вода
Салфетки.
Ход занятия
Вступление
Психолог:
- Ребята посмотрите, сколько у нас гостей!
- Мы очень рады видеть всех вас в нашем детском саду веселыми, и в хорошем настроении.
- И нам очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось на весь день!
Упражнение «Приветствие»
- И для этого мы предлагаем вам наше волшебное приветствие:
Как хорошо на свете жить! (руки в стороны)
Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)
Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)
Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе, обнимая).
- Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!
- Дети, вы любите путешествовать?
- Мы предлагаем вам путешествие в необычную страну «Царство воды и песка»
Но попадем мы в нее необычным способом, угадав загадку:
- Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел
- Я побежал.
(Воздушный шарик).
Упражнение «Путешествие на воздушных шариках»
открывает ящик с воздушными шариками и предлагает детям взять себе по одному шарику, который им нравится.
Дети называют цвет своего шарика.
Вопросы:
- Мы можем полететь в путешествие на таких воздушных шариках? (Нет).
- Почему? Что нам нужно сделать? (Наполнить их воздухом).
Дети надувают шарики если не получается, просят о помощи педагога
Психогимнастика: звучит красивая музыка
Психолог:
- Ребята, возьмите шарик в руки, сядьте с ним на ковер.
- Закроем глазки, представим себе, что сейчас мы с вами полетим на наших воздушных шариках далеко – далеко….
- Поднимем наши руки вверх, делаем глубокий вдох и выдох, тихонечко покачиваемся и полетели….(летят в Царство воды и песка)
Мы с вами легкие как перышко, летим высоко – высоко, а небо голубое – голубое,
Красота вокруг!
- Почувствуйте, как легкий ветерок переносит нас в страну приключений, новых знакомств и хороших друзей.
- А теперь откроем глазки.
Вот мы и прилетели в эту удивительную страну в Царство песка и воды.
Песочная терапия с детьми
- Когда мы приходим к кому-то в гости, прежде всего, что мы делаем? (здороваемся).
Мы с вами вежливые дети, и нам нужно поздороваться с песочком.
- Здравствуй песочек!
- Послушайте, он с нами здоровается. Слышите?
Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам - ш-ш-ш-ш!
- Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его.
Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!
- Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?
(сухой или мокрый, теплый или холодный).
- Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.
- Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь? Ответы детей….
- Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.
Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.
- Слышите, как песочек смеется?
Ему это понравилось.
Упражнение: «Встреча с Морской царевной»
Психолог:
Посмотрите на экран:
ИКТ «Подводное царство» звучит красивая музыка
- В волшебном мире «Царства песка и воды» живут удивительные обитатели, посмотрите каких вы знаете: рыбы, осьминоги, крабы, раки, акулы.
- А что лежит на морском дне? песок
- А что растет на морском дне? водоросли
Морское дно очень красивое, его украшают зеленые и бурые кораллы, разноцветные камни.
- Дети, посмотрите, кто же это?
- Так это же морская царевна – рыбка (показывает рыбку)
Она очень рада вам, но чтобы пригласить вас к себе в гости она хочет проверить вас на внимательность, и насколько вы знаете обитателей ее царства
Задание 1:
Игра «Поймай и угадай»
Интерактивная игрушка (нужно поймать огонек и назвать обитателя моря)
- Молодцы!
Задание 2:
Продолжите следующие предложения:
- рыбы покрыты чешуей, а люди … (кожей)
- рыбы дышат жабрами, а люди (легкими)
- у рыбы хвост и плавники, а у людей… (руки и ноги)
- с помощью плавников и хвоста рыбы плавают, а люди передвигаются с помощью … (ног)
- без воды морские обитатели не проживут, а люди … (также)
- зачем людям вода? (пить, стирать, мыться, готовить пищу и т. д.
- в море песок мокрый, а в пустыне … (сухой)
- Какие вы молодцы!
- Спасибо ребята, морская царица очень довольна вашими ответами, но у нас осталось еще одно задание
Задание 3:
- Чтобы, попасть в ее владения, предлагаю украсить дорожки драгоценными камнями.
дорожки выкладываем из разного материала: стеклянных камушков, фасоли, мелких камней и т. п.
Дети повторяют ритмичный узор из цветных камней
Практическая работа детей в парах и индивидуально под музыкальное сопровождение.
Упражнение- игра «Раскопки».
Психолог:
- Как красиво у вас получилось и Царевна – рыбка приглашает нас в свое царство
- В подводной стране много скрытых сокровищ, хотите, и мы попробуем их отыскать?
И вот вам новое задание: чтобы найти какой-то клад, нужно подуть через трубочку на песочек, но очень осторожно, чтобы не засорить глаза.
Слегка раздувая песок, дети находят различные «сокровища» и раковины.
Игра-медитация: «О чем рассказывает раковина?»
Психолог:
- У этой ракушки есть какая-то тайна. Возможно, она расскажет нам ее?
Прислушайтесь, о чем говорит раковина?
Звучит тихая музыка, шум моря, дети по очереди прикладывают раковину к уху и слушают.
- Вы, наверное, немножко устали, мы так долго путешествуем, столько заданий выполнили
- Морская царица предлагаем вам отдохнуть и отведать ее витаминное угощение
Детям предлагают три тарелочки с разновидностями морской капусты
- Какое угощение, а вы знаете что это?
- А где она растет? Ответы детей ….
Да правильно это морская капуста, она растет на дне морском глубоко – глубоко.
А по другому, как ее еще можно назвать?
Ответы детей (водоросли)
- А теперь давайте попробуем и на вкус и определим, что же тут есть еще и какая вкуснее!
Дети определяют состав и озвучивают, где это растет.
Выбирают самую вкусную.
Психолог:
- Как хорошо путешествовать, узнавать много нового!
А хотите мы с вами создадим свое Царство Воды и песка?
- Давайте попробуем воспроизвести увиденное, украсив его различными камнями, мелкими игрушками, раковинами.
Дети делятся на две команды и создают в большом аквариуме свои картины подводного царства, используя песок, мелкие игрушки, зелень, камни ракушки
Психолог помогает детям, предлагает, дает советы.
- Посмотрите на результат. Морские пейзажи вышли у нас замечательные.
Кого же вы поселили в царство воды и песка? (диалог с детьми).
- Здесь я вижу ….Замечательно!
У вас все получилось потому что, вы все делали вместе, помогая друг другу.
Рефлексия
- Вам понравилось наше путешествие?
Мы дружно с вами поиграли, и все у нас получилось.
Наше путешествие заканчивается.
Станем все в круг, обнимемся и скажем такие слова:
Мы - веселые ребята,
Дружно, весело играем.
И друг другу помогаем.
Любим шутки, песни, смех.
Снова рады видеть всех.
- Попрощаемся с Царством воды и песка, их жителями, Морской царевной и отправимся на воздушных шариках к другим деткам, и расскажем им о путешествии, и как интересно было играть с песком и водой.
(дети прощаются, берут шарики и выходят из зала).
Список литературы:
1. Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 408-410. 2. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. Книголюб, 2004
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Гном и Д, 2000
4. Большебратская Э. Э. "Песочная терапия" - Петропавловск, 2010 г.
5. М. Н. Заостровцева «Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников»
Журнал «Дошкольник» 2011 № 7
6. Белопольская Н. Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4 — 6 лет. «Когит-Центр», 2005