Лучший педагог года

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Удивительное путешествие в Царство воды и песка»

Елена Анохина
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Удивительное путешествие в Царство воды и песка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект коррекционно-развивающего занятия

с применением метода сенсорной интеграции

«Удивительное путешествие в Царство воды и песка»

Анохина Елена Александровна,

педагог-психолог

Пояснительная записка

В последние несколько лет, резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.

Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Удивительное путешествие в Царство воды и песка“» размещена в разделах

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального и речевого развития.

Сенсорная интеграция — это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

Целью метода сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.

Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы 5 органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними адаптация среды с учётом потребностей ребёнка.

Следует внимательно наблюдать за ребёнком и предоставить ему выбор широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы.

Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях различные сенсорные игры и упражнения.

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка.

Коррекционно - развивающую работу в данном направлении можно проиллюстрировать следующим комплексом специальных игр и упражнений

Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения.

Цель этого занятия

- формировать элементарные представления о растительном и животном мире морей и океанов; коммуникативные навыки, умение вербально и не вербально общаться, фантазировать;

- расширить знания детей о море как о сложной экосистеме со своими законами и условиями для существования всех его жителей;

- способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей, преодолению эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижению физического и психоэмоционального напряжения;

- развивать творческое воображение, умение перевоплощаться, входить в образ морских жителей в играх и релаксационных упражнениях; устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, цветовосприятие, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности;

- создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей;

- закрепить правила обращения с песком, водой;

- воспитывать экологически целесообразное поведение, любовь к природе, интерес к предлагаемой деятельности, умение замечать красоту, любоваться ею, желание воспроизводить свои впечатления нетрадиционными средствами.

Материалы:

Музыкальное сопровождение

ИКТ презентации

Цветные шарики

«Морская царевна» (интерактивная игрушка - рыбка)

Атрибуты моря: камни, морские, ракушки, искусственные водоросли.

Мелкие игрушки обитателей моря: рыбы, медузы, крабы, черепахи, осьминоги и т. д.

Сказочные домики

Песок

Трубочки для коктейлей,

Ящики для работы с песком,

Тарелки

Разновидности Морской капусты

2 небольших Аквариума

Вода

Салфетки.

Ход занятия

Вступление

Психолог:

- Ребята посмотрите, сколько у нас гостей!

- Мы очень рады видеть всех вас в нашем детском саду веселыми, и в хорошем настроении.

- И нам очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось на весь день!

Упражнение «Приветствие»

- И для этого мы предлагаем вам наше волшебное приветствие:

Как хорошо на свете жить! (руки в стороны)

Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)

Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)

Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе, обнимая).

- Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!

- Дети, вы любите путешествовать?

- Мы предлагаем вам путешествие в необычную страну «Царство воды и песка»

Но попадем мы в нее необычным способом, угадав загадку:

- Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел

- Я побежал.

(Воздушный шарик).

Упражнение «Путешествие на воздушных шариках»

открывает ящик с воздушными шариками и предлагает детям взять себе по одному шарику, который им нравится.

Дети называют цвет своего шарика.

Вопросы:

- Мы можем полететь в путешествие на таких воздушных шариках? (Нет).

- Почему? Что нам нужно сделать? (Наполнить их воздухом).

Дети надувают шарики если не получается, просят о помощи педагога

Психогимнастика: звучит красивая музыка

Психолог:

- Ребята, возьмите шарик в руки, сядьте с ним на ковер.

- Закроем глазки, представим себе, что сейчас мы с вами полетим на наших воздушных шариках далеко – далеко….

- Поднимем наши руки вверх, делаем глубокий вдох и выдох, тихонечко покачиваемся и полетели….(летят в Царство воды и песка)

Мы с вами легкие как перышко, летим высоко – высоко, а небо голубое – голубое,

Красота вокруг!

- Почувствуйте, как легкий ветерок переносит нас в страну приключений, новых знакомств и хороших друзей.

- А теперь откроем глазки.

Вот мы и прилетели в эту удивительную страну в Царство песка и воды.

Песочная терапия с детьми

- Когда мы приходим к кому-то в гости, прежде всего, что мы делаем? (здороваемся).

Мы с вами вежливые дети, и нам нужно поздороваться с песочком.

- Здравствуй песочек!

- Послушайте, он с нами здоровается. Слышите?

Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам - ш-ш-ш-ш!

- Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его.

Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!

- Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?

(сухой или мокрый, теплый или холодный).

- Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.

- Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь? Ответы детей….

- Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.

Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.

- Слышите, как песочек смеется?

Ему это понравилось.

Упражнение: «Встреча с Морской царевной»

Психолог:

Посмотрите на экран:

ИКТ «Подводное царство» звучит красивая музыка

- В волшебном мире «Царства песка и воды» живут удивительные обитатели, посмотрите каких вы знаете: рыбы, осьминоги, крабы, раки, акулы.

- А что лежит на морском дне? песок

- А что растет на морском дне? водоросли

Морское дно очень красивое, его украшают зеленые и бурые кораллы, разноцветные камни.

- Дети, посмотрите, кто же это?

- Так это же морская царевна – рыбка (показывает рыбку)

Она очень рада вам, но чтобы пригласить вас к себе в гости она хочет проверить вас на внимательность, и насколько вы знаете обитателей ее царства

Задание 1:

Игра «Поймай и угадай»

Интерактивная игрушка (нужно поймать огонек и назвать обитателя моря)

- Молодцы!

Задание 2:

Продолжите следующие предложения:

- рыбы покрыты чешуей, а люди … (кожей)

- рыбы дышат жабрами, а люди (легкими)

- у рыбы хвост и плавники, а у людей… (руки и ноги)

- с помощью плавников и хвоста рыбы плавают, а люди передвигаются с помощью … (ног)

- без воды морские обитатели не проживут, а люди … (также)

- зачем людям вода? (пить, стирать, мыться, готовить пищу и т. д.

- в море песок мокрый, а в пустыне … (сухой)

- Какие вы молодцы!

- Спасибо ребята, морская царица очень довольна вашими ответами, но у нас осталось еще одно задание

Задание 3:

- Чтобы, попасть в ее владения, предлагаю украсить дорожки драгоценными камнями.

дорожки выкладываем из разного материала: стеклянных камушков, фасоли, мелких камней и т. п.

Дети повторяют ритмичный узор из цветных камней

Практическая работа детей в парах и индивидуально под музыкальное сопровождение.

Упражнение- игра «Раскопки».

Психолог:

- Как красиво у вас получилось и Царевна – рыбка приглашает нас в свое царство

- В подводной стране много скрытых сокровищ, хотите, и мы попробуем их отыскать?

И вот вам новое задание: чтобы найти какой-то клад, нужно подуть через трубочку на песочек, но очень осторожно, чтобы не засорить глаза.

Слегка раздувая песок, дети находят различные «сокровища» и раковины.

Игра-медитация: «О чем рассказывает раковина?»

Психолог:

- У этой ракушки есть какая-то тайна. Возможно, она расскажет нам ее?

Прислушайтесь, о чем говорит раковина?

Звучит тихая музыка, шум моря, дети по очереди прикладывают раковину к уху и слушают.

- Вы, наверное, немножко устали, мы так долго путешествуем, столько заданий выполнили

- Морская царица предлагаем вам отдохнуть и отведать ее витаминное угощение

Детям предлагают три тарелочки с разновидностями морской капусты

- Какое угощение, а вы знаете что это?

- А где она растет? Ответы детей ….

Да правильно это морская капуста, она растет на дне морском глубоко – глубоко.

А по другому, как ее еще можно назвать?

Ответы детей (водоросли)

- А теперь давайте попробуем и на вкус и определим, что же тут есть еще и какая вкуснее!

Дети определяют состав и озвучивают, где это растет.

Выбирают самую вкусную.

Психолог:

- Как хорошо путешествовать, узнавать много нового!

А хотите мы с вами создадим свое Царство Воды и песка?

- Давайте попробуем воспроизвести увиденное, украсив его различными камнями, мелкими игрушками, раковинами.

Дети делятся на две команды и создают в большом аквариуме свои картины подводного царства, используя песок, мелкие игрушки, зелень, камни ракушки

Психолог помогает детям, предлагает, дает советы.

- Посмотрите на результат. Морские пейзажи вышли у нас замечательные.

Кого же вы поселили в царство воды и песка? (диалог с детьми).

- Здесь я вижу ….Замечательно!

У вас все получилось потому что, вы все делали вместе, помогая друг другу.

Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие?

Мы дружно с вами поиграли, и все у нас получилось.

Наше путешествие заканчивается.

Станем все в круг, обнимемся и скажем такие слова:

Мы - веселые ребята,

Дружно, весело играем.

И друг другу помогаем.

Любим шутки, песни, смех.

Снова рады видеть всех.

- Попрощаемся с Царством воды и песка, их жителями, Морской царевной и отправимся на воздушных шариках к другим деткам, и расскажем им о путешествии, и как интересно было играть с песком и водой.

(дети прощаются, берут шарики и выходят из зала).

Список литературы:

1. Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 408-410. 2. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. Книголюб, 2004

3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Гном и Д, 2000

4. Большебратская Э. Э. "Песочная терапия" - Петропавловск, 2010 г.

5. М. Н. Заостровцева «Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников»

Журнал «Дошкольник» 2011 № 7

6. Белопольская Н. Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4 — 6 лет. «Когит-Центр», 2005

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Поздняя осень» .

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Конспект коррекционно - развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Цель: расширить представление детей о мире профессий,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку»Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку» Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в театральную страну» Конспект Коррекционно-развивающего занятия по социально-эмоциональному развитию детей в старшей логопедической группе детского сада (5-6.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 4 года жизни «Красочные фигуры» Направленность: развитие представления детей о геометрических формах и шести спектральных цветах. Коррекционная задача: закрепить представления.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологийКонспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологий .

Конспект НОД по экологии «Путешествие в царство Воды» (средняя группа) Программное содержание Образовательные задачи Обобщить представление детей о роли воды в природе, познакомить со свойствами (вкус, цвет,.

Экологический квест «Свойства воды, или Удивительное путешествие к Снежной королеве» Цель: расширение знаний и представлений детей о воде и ее свойствах. Задачи: 1. Образовательные: расширить и закрепить знания детей о воде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Удивительное путешествие в Царство воды и песка»
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 16:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия «Удивительное путешествие в Царство воды и песка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Анохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД